To reset your password, please enter your email address or username below.

Убийство Наэля Мазрука: старая Франция столкнулась с новой — и не может ее понять

Во Франции — самые масштабные беспорядки с 2005 года. Города выглядят сейчас не как привычные для туриста открыточные виды. Днем на улицах — сожженные автомобили и дома. Фасады люксовых брендов заколочены. Ночью тысячи людей выходят против батальонов полиции. Профсоюзные майские протесты сменились бунтом молодежи, которая выступает против сытой, «нормальной жизни», в которой для них не предусмотрели места.

Утром 27 июня в парижском пригороде Нантере полицейский патруль заметил машину, которая превысила скорость. Когда жандармы попытались остановить Mercedes, они увидели за рулем подростка. Началась погоня. Нагнав нарушителя, правоохранители направили на молодого человека оружие и потребовали выйти из машины. Тот попытался уехать — и один из полицейских застрелил подростка. Погибшим оказался 17-летний Наэль М., сын алжирских иммигрантов. Сначала жандармы заявили, что Наэль пытался сбить их. Когда появилось видео с камер наблюдения, стало очевидно, что это не так.

В ночь на среду в парижских пригородах вспыхнули беспорядки. Возмущенные граждане били витрины, поджигали автомобили, захватывали торговые центры и грабили магазины. В полицейских летели фейерверки и коктейли Молотова, в каких-то районах грабители вышли с оружием и начали стрелять в воздух. В соцсетях распространились призывы собираться на Елисейских полях — одной из главных улиц Парижа. Силовики усилили меры безопасности и послали в этот район спецподразделения МВД. Полиция начала проводить на столичных улицах выборочные проверки.

Для поддержания порядка власти задействовали около 45 тысяч жандармов. Семь тысяч из них вышли на улицы Парижа и в пригороды французской столицы. Правоохранительные органы применяют слезоточивый газ и резиновые пули для разгона собравшихся. Однако даже такая внушительная сила не помогает сдержать напор протестующих — волнения во многих регионах не стихают. Масштабные беспорядки продолжаются в Париже, Лионе, Гренобле, Марселе, Тулузе, Страсбурге, Лилле и других крупных городах. Мэрии Марселя и Лиона даже запросили дополнительную помощь силовиков, опасаясь, что потеряют контроль над городом.

Самая накаленная обстановка — в пригородах больших городов, где проживает этнически разнообразное население. В самом Нантере в первую ночь беспорядков полиция была вынуждена отступить под напором протестующих. В парижском пригороде Л’Ай-ле-Роз люди ворвались в дом мэра Винсента Жанбрюна, когда его жена и дети пяти и семи лет спали, и подожгли здание. Самого чиновника не было в доме: он несколько ночей подряд проводит в здании администрации из-за беспорядков. Мэр заявил, что его супруга и дети получили травмы, когда пытались покинуть горящий дом, женщина даже сломала ногу.

По всей стране были задержаны тысячи человек: в первую ночь — 31 участник беспорядков, вторую — более 150, третью — более 400, четвертую — уже более 1300, в пятую ночь — 700 задержанных. За время волнений было ранено 45 полицейских. По данным МВД страны, участники беспорядков повредили 577 автомобилей и подожгли 70 зданий.

Главным спикером страны в эти неспокойные дни стал министр внутренних дел Жеральд Дарманен. Сторонник правых взглядов, он известен своими жесткими высказываниями и нелюбовью к мигрантам. Неудивительно, что и в этом случае министр успел похвалить своих подчиненных за «решительные действия» и отметил, что волнения к пятой ночи пошли на спад. Правда, ему пришлось раскритиковать профсоюз полицейских Syndicat France Police, которые написали что-то совсем провокационное.

«Браво коллегам, открывшим огонь по 17-летнему юному преступнику. Остановив его автомобиль, они защитили свою жизнь и жизни других участников дорожного движения. Единственными виновными в гибели этого бандита являются родители, которые не сумели воспитать сына», — сказано в сообщении. Неизвестно, были ли возмущение Дарманена искренним или показным, но такие слова в обстановке, когда до его подчиненных долетают настоящие пули, могут привести к новой трагедии.

Ситуация оказалась настолько острой, что президент страны Эммануэль Макрон отложил запланированный визит в Германию и провел экстренную встречу с кабинетом министров. Он сразу же указал на поколенческий характер протеста: Макрон заметил, что около трети задержанных за участие в беспорядках «молоды или очень молоды». Ему вторил Дарманен: некоторым арестованным всего 13 лет. Министр даже обратился к родителям, чтобы они приняли меры и убедились, что дети, которые собираются идти протестовать, остаются дома.

Власти попытались свалить протест на возбужденных тинейджеров, которые якобы сами не ведают, что творят. Правительство тут же запретило развлекательные мероприятия в неспокойных районах, школам предложили отменить или отложить проведение выпускных, где-то перестал ходить общественный транспорт, в некоторых коммунах ввели комендантский час. В дискуссиях в интернете и на телевидении спикеры задавались вопросом: не помешает ли бунт молодежи летним отпускам и традиционной велогонке Tour de France, маршрут которой проходит по парижским предместьям?

Как бывает в таких случаях, французские власти стали жестко критиковать протестующих за нарушение порядка. Президент заявил, что участники пытаются оправдать свое насилие смертью Наэля и назвал это «недопустимым использованием смерти подростка в своих целях». В словах Макрона можно увидеть даже некоторую растерянность: президент недоумевал, почему люди выступают против «учреждений и Республики», которая вроде бы делает все, чтобы поднять уровень жизни и снизить градус неприязни между жителями предместий и органами власти.

За стремительно развивавшимися событиями все как-то подзабыли сам повод волнений. Прокуратура расследует обстоятельства гибели подростка и детали убийства. Ведомство считает применение огнестрельного оружия в этом случае неправомерным. Полицейскому, стрелявшему в Наэля, предъявили обвинение, он находится под стражей. Сам обвиняемый в четверг извинился перед семьей погибшего.

Прокурор Нантера заявил, что в прошлый вторник около 8 утра полицейские заметили автомобиль с польскими номерами, который превышал скорость на полосе, выделенной для общественного транспорта. За рулем арендованного Mercedes находился подросток. Патруль включил сигнал сирены и догнал нарушителя на светофоре, потребовав остановиться. Молодой человек проигнорировал требования и продолжил движение на красный свет. Погоня длилась 16 минут, из-за пробки полицейские нагнали нарушителя и направились к машине.

По их словам, они направили оружие на подростка, чтобы он снова не уехал. Затем потребовали выключить зажигание, но машина двинулась. В этот момент раздался выстрел — водитель получил смертельное ранение. Автомобиль ускорился и врезался в дорожное ограждение. В машине находились еще два подростка, они выбежали на трассу. Одного удалось задержать, второй скрылся от полиции. Из составленного патрулем рапорта следовало, что водитель пытался задавить полицейских, а те лишь защищались.

Но в опубликованном ролике с камер видно, что мужчины находились на обочине дороги, слева от автомобиля, который вряд ли мог их задеть. Позднее в соцсетях появился пост от якобы сбежавшего подростка, в котором утверждалось, что полицейские несколько раз ударили Наэля прикладом оружия, из-за чего тот отпустил педаль тормоза.

Гибель Наэля вновь подняла вопрос о насилии и систематическом расизме во французской полиции. На это указывают многочисленные доклады международных правозащитных организаций. Например, в 2021 году шесть из них, в том числе Amnesty International и Human Rights Watch, подали иск против французского правительства. Правозащитники обвинили Францию в систематической дискриминации по отношению к темнокожим гражданам со стороны полицейских, когда те проверяли их документы. МВД категорически отвергает обвинения, а Дарманен уверен в их надуманности.

В ответ министерство указывает на статистику. В 2023 году во Франции было всего два случая, когда человека застрелили при остановке за нарушение правил движения. Однако в прошлом году таких смертей было рекордное количество — 13 случаев. В 2021 и 2020 годах их было по три. В 2017 году МВД получило для сотрудников право открывать огонь в ситуациях, когда существует угроза жизни представителям власти. В большинстве случаев, которые привели к гибели водителей, суд посчитал действия полицейских правомерными. Поэтому статистика не убеждает французов — их возмушает безнаказанность стражей порядка.

Жители Нантера в основном сочувствуют бунтующей молодежи — это типичный парижский пригород, в котором распространена дискриминация мигрантов и полицейское насилие. В таких рабочих кварталах живут тысячи французов, прибывших из североафриканских стран — бывших колоний Франции. Этот бунт — признак проблемы, которую власти пытаются решить уже в течение нескольких десятилетий. Практически никто не поддерживает насилие, но что делать с неравенством и несправедливостью в этих районах — до сих пор неясно.

Еще один вопрос, который неприятно удивил французов, — это количество оружия, которое оказалось в руках протестующих. Во Франции одно из самых жестких законодательств, регулирующих обращение огнестрельного оружия. Но во время беспорядков молодые люди свободно разгуливали по пригородам с пистолетами и автоматами и дрались с полицейскими. О смертельных жертвах сторон не сообщалось.

Вспыхнувшие беспорядки дали повод противникам Макрона раскритиковать его руководство силовыми ведомствами. Лидер левых в парламенте Жан-Люк Меланшон призвал к полной перестройке французской полиции. Лидер зеленых Марин Тонделье считает, что полицейские просто убили ребенка. «Я слышала ложь от полицейского, ложь от его коллеги, ложь от прокурора и ложь от прессы. Создается впечатление, что наша полиция становится похожей на американскую», — сказала Тонделье.

Были и те, кто поддержал правительство. Глава правой партии «Республиканцы» Эрик Сиотти заявил, что контроль был правомерен, а такие ситуации с отказами подчиниться полицейским происходят чуть ли не каждый полчаса. Для правых эти беспорядки — очередной пример работы «бомбы замедленного действия», то есть миграционной проблемы, которую нужно решать одним способом — ограничениями на границах.

Главный редактор газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» Гассан Шарбель замечает, что гибель подростка вскрыла проблему, которую пытались не замечать несколько предшественников Макрона, начиная с Шарля де Голля. Франция значительно изменилась демографически, это уже не та социально однородная страна, которую до сих пор пытаются представить населению. Французские политики отказывались признать, что «новые французы не похожи на старых». «Французский подросток из пригорода не стремится во Францию, которая приветствовала его отца, предложив тому работу. Он ненавидит полицию <…>, он не доверяет правосудию или институтам в целом».

В субботу в Нантере прошли похороны подростка. В местной мечети на церемонии прощания собрались родственники и близкие Наэля. Местные власти установили металлические ограждения для безопасности участников. Семья молодого человека попросила прессу не присутствовать на мероприятии. Бабушка Наэля призвала участников беспорядков успокоиться и не использовать гибель ее внука в качестве предлога для продолжения протестов. Женщина заявила, что винит в смерти подростка только стрелявшего в него полицейского. Но послушаются ли ее?

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020