«Они убили демократию»: что происходит в Эквадоре после убийства кандидата в президенты
Убийство одного из кандидатов в президенты Эквадора показало, что до победы над организованной преступностью в Латинской Америке еще далеко. Почему сравнительно безопасная страна всего за несколько лет стала местом бесконечных убийств, обогнав по показателям Мексику и Колумбию?
Один из кандидатов в президенты Эквадора 59-летний журналист Фернандо Вильявисенсио был убит 9 августа тремя выстрелами в голову сразу после предвыборной встречи в столице страны Кито. Выстрелы раздались в тот момент, когда политик садился в машину у здания бывшей школы. Очевидцы сообщали, что всего было около 30 или 40 выстрелов. Нападавшие бросили в толпу гранату, но она не сработала.
На месте убийства были задержаны шесть граждан Колумбии, которые могут быть подосланными наркокартелем киллерами. Еще один колумбиец, стрелявший в Вильявисенсио, был застрелен его охраной. Во время перестрелки были ранены девять человек, в том числе кандидат в депутаты конгресса и два сотрудника полиции. Министр внутренних дел Эквадора Хуан Сапата заявил, что соучастники убийства входят в организованные преступные группировки, но не уточнил, в какие именно.
Президент Эквадора Гильермо Лассо объявил чрезвычайное положение сроком на два месяца. По мнению Лассо, за убийством стоит мафия. «Это политическое убийство, и мы не сомневаемся, что это убийство — это попытка сорвать избирательный процесс», — заявил президент. Президентские выборы, намеченные на 20 августа, Лассо не отменил. Также прездиент попросил американское ФБР помочь в расследовании убийства Вильявисенсио. Ведомство ответило согласием, и скоро делегация следователей прибудет в Эквадор.
США являются главным рынком сбыта наркотиков из Южной Америки. ФБР активно участвует в борьбе с наркомафией в латиноамериканских странах. В Эквадоре нет больших плантаций коки или нарколабораторий, однако страна расположена между двумя крупными производителями кокаина — Колумбией и Перу, поэтому стала перевалочной базой и местом стычек между наркокартелями. Например, в 2022 году число убийств в стране увеличилось в два раза по сравнению с предыдущим годом и достигла показателя в 25 убийств на 100 тысяч населения.
Убийство политика всколыхнуло всю страну, все кандидаты потребовали скорейшего расследования покушения. После инцидента ответственность за покушение взяла на себя преступная группировка «Лос Лобос» («Волки»). Эта банда считается второй по величине в Эквадоре и насчитывает около 8 тысяч членов, многие из которых находятся в тюрьме. Группировку подозревают в связях с преступным мексиканским картелем «Новое поколение Халиско» (CJNG), для которого «Волки» занимаются торговлей кокаином.
Фернандо Вильявисенсио был журналистом-расследователем, который занимался темой наркотрафика. Известность он получил в связи с расследованиями коррупционных дел бывшего президента Рафаэля Корреа. Тот был вынужден бежать из страны и сейчас живет в Бельгии. Его заочно обвинили в коррупции и осудили на восемь лет. Интерпол отклонил эквадорский ордер на его арест, считая дело политическим. Вильявисенсио обещал избирателям пересмотреть контракты с иностранными добывающими компаниями и занять жесткую позицию в отношении кокаиновых картелей.
Журналист обличал многих известных эквадорских политиков. По данным Reuters, журналист давно и часто получал угрозы, однако не обращал на них внимание. Во время предвыборной кампании он заявил, что ему угрожала убийством одна из самых влиятельных преступных группировок в стране «Лос Чонерос». «Они посоветовали мне носить бронежилет. Мне не нужен бронежилет! Пусть подсылают киллеров! Они могут согнуть меня, но никогда не смогут сломать!» — сказал он за несколько дней до убийства на митинге в городе Чоне, который считается штаб-квартирой банды.
С заявлением выступил дядя политика Гало Валенсия. На месте трагедии он обвинил государство в том, что оно не обеспечило племяннику достаточный уровень безопасности. То, что мы увидели, было похоже на фильм ужасов. Смерть моего родственника. У меня нет слов о том, что происходит в стране. Они просто убили демократию. С каким уровнем незащищенности мы живем, если человека, который боролся более 20 лет, у которого больше всего шансов победить на выборах, заставляют замолчать. Разве это способ победить на выборах?», — сказал он на митинге.
Для эквадорской политики обвинение в связях с наркокартелями — это обычный риторический ход. Например, один из кандидатов Луиза Гонсалес обвинила в связях с албанской мафией действующего президента Лассо. Албанские наркодельцы в последние годы заняли видное место среди действующих в стране наркокартелей. Популярность Лассо достигла критической точки, когда конгресс пытался объявить ему импичмент. Тогда президент распустил парламент и объявил досрочные парламентские и президентские выборы.
Уже 12 августа власти Эквадора в результате масштабной военно-полицейской операции перевели в тюрьму строго режима главаря «Лос Чонерос» Хосе Адольфо Масиаса по кличке «Фито». В операции приняли участие около четырех тысяч хорошо вооруженных полицейских. Фито обвинили в том, что он присылал угрозы Вильявисенсио. В соцсетях начали появляться различные видео, в которых люди в черных балаклавах обвиняли другие группировки в убийстве кандидата в президенты.
Угрозы расправы в Эквадоре часто заканчиваются неминуемым убийством. Спустя неделю после событий в Кито около своего дома был застрелен лидер политического движения «Гражданская революция» Педро Брионес. Вероятно, политик был застрелен членами банды, которые вымогали у него деньги. На угрозы жалуются не только политики, но, например, члены избирательных комиссией. До случая c Вильявисенсио был убит мэр портового города Манта. Порты в Эквадоре — основные каналы наркотрафика, поэтому именно в них случаются разборки между наркокартелями, которые приводят к постоянным жертвам.
Эквадорская пресса считает, что Вильявисенсио не был фаворитом гонки. Опросы показывают, что со значительным отрывом лидирует социалистка Луиза Гонсалес. Вторым чаще всего оказывается бывший вице-президент Отто Зонненхольцнер. Однако разброс результатов опросов в стране традиционно велик, и журналист имел все шансы выйти во второй тур. Его убийство всколыхнуло страну и усилило обвинения власти в беспомощности перед разгулом преступности и всесилием наркокартелей. Также оно наверняка обострит и без того неспокойную политическую обстановку в стране.
Убийство Вильявисенсио показывает, что до победы над организованной преступностью в Эквадоре и Латинской Америке в целом еще далеко. Выборы привлекли внимание мировой общественности как проверка на прочность демократических институтов в борьбе с преступностью. За несколько лет Эквадор из относительно безопасной страны превратился в криминальное место, обогнав по количеству убийств на душу населения Мексику и Колумбию. Все это может подтолкнуть власти пойти по пути Сальвадора, где президент Найиба Букеле отправил за решетку десятки тысяч подозреваемых участников уличных банд.
Вопрос заключается в том, насколько чиновники хотят соблюдать эти демократические правила в борьбе с преступностью. Найиба отправил за решетку множество людей в обход стандартных юридических процедур. Убийство видных политиков может сподвигнуть Эквадор воспользоваться чрезвычайными мерами и не оглядываться на законодательство. Каков бы ни был исход ближайших выборов, новому президенту придется буквально спасать страну от разгула преступности.