Остаточные явления: что будет с ЧВК Вагнера после смерти Пригожина?
После гибели Евгения Пригожина в небе под Тверью возникает вопрос о будущем его военной группировки. Без своих руководителей ЧВК «Вагнер» превратилась в сборище наемников, которые оказались не у дел. Что станет с вагнеровцами, разбросанными по всему миру? И почему ЧВК не нужна Минобороны?
О будущем группировки высказывают различные версии, самая убедительная из которых — переход наемников под прямое командование Минобороны РФ. Агентство Bloomberg пишет со ссылкой на источники, близкие к ведомству и Кремлю, что переход вагнеровцев положит конец «серой» схеме сотрудничества. Существование ЧВК «Вагнер» формально снимало ответственность с российских властей за ее деятельность. Один из собеседников издания заявил, что операции наемников в ЦАР уже готовится принять один из подрядчиков министерства.
По данным агентства, во время встречи Путина с Пригожиным и вагнеровцами в Кремле после неудавшегося мятежа президент обещал оставить за ними часть операций в Африке. На деле вышло ровно наоборот: наемники столкнулись с усилением давления российских военных. Вагнеровцам запретили пользоваться военно-транспортными самолетами ведомства, а Кремль потребовал от сирийских властей закрыть для ЧВК доступ к российской авиабазе Хмеймим.
Неслучайно свои последние дни Пригожин провел в разъездах по африканским странам. The Wall Street Journal утверждает, что 18 августа он встретился с президентом ЦАР Фостен-Арканжем Туадера. Глава вагнеровцев пытался убедить его продолжить сотрудничество. Издание сообщает, что в это время Путин настоятельно советовал Туадера дистанцироваться от российских наемников. Затем Пригожин вернулся в Россию и погиб в авиакатастрофе под Тверью 23 августа.
Другая красноречивая деталь — это деятельность самого Минобороны перед тверской авиакатастрофой. Журналист Андрей Захаров сообщил, что незадолго до гибели Пригожина в Ливию и Сирию приезжал замминистра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров — тот самый генерал, который сидел рядом с Пригожиным в Ростове-на-Дону, пытаясь отговорить его от похода на Москву. Визит в Ливию может означать, что военное ведомство активно перехватывает сферу влияния ЧВК Вагнера. Также якобы Пригожина просили «убраться» из Сирии: поставили ультиматум покинуть страну до конца сентября.
Противоречивая информация, которая окружает отношения российской власти и вагнеровцев, может говорить о двойной игре Кремля. Захаров утверждает, что кроме всем известной встречи с наемниками у Путина была конфиденциальный разговор с Пригожиным. И во время встречи Путин заверил того, что наемники могут спокойно заниматься «дальним зарубежьем», однако больше не могут участвовать в конфликте с Украиной и тем более «лезть» во внутренние дела. Несмотря на заявления Александра Лукашенко о том, что они вместе с Путиным предупреждали Пригожина о готовящемся покушении, очевидно, что его гибель выгодна Кремлю.
После гибели Пригожина и Уткина группировка оказалась не у дел: наемникам запретили участвовать в конфликте в Украине, в африканских и ближневосточных странах их бизнес стремительно подминают Росгвардия и Минобороны. «Важные истории» ссылаются на представителя ЧВК. «У нас есть жесткая конкуренция в лице Минобороны и Росгвардии, которые тоже планируют и пытаются войти туда [Африку и Ближний Восток] с аналогичной деятельностью, которую вели мы», — говорится в аудиосообщении.
Вся военная деятельность вагнеровцев остановилась — бойцам рекомендовали найти другую работу. «Либо ждите, либо ищите другие варианты заработка. Следите за международной обстановкой. Если наша команда будет допущена в СВО, то активно деятельность по набору сотрудников мы возобновим, работа будет», — заявил представитель руководства ЧВК наемникам.
Обезглавленная ЧВК теперь представляет лишь сборище вооруженных людей. Важный вопрос: как поведет себя российское Минобороны? Судя по всему, у ведомства нет четкой концепции, как поступить с наемниками. Помимо военной функции у структуры была обширная бизнес-деятельность в африканских странах, связанная с добычей нефти, газа и золота. Запутанная юридическая схема владения этими активами — это проблема, и распределение пригожинских богатств после его смерти займет какое-то время. Как сообщают сами вагнеровцы, они до сих пор получают зарплаты, но всем понятно, что скоро это подвешенное состояние закончится.
Однако для новых кураторов наследия простая смена руководства группировки ни к чему не приведет. По мнению экспертов, бизнес Пригожина в Судане, ЦАР, Ливии, Мали или Мозамбике — это «принципиально разные истории», которые объединены были лишь его личностью. Для сохранения структуры будет необходимо поменять все: от финансирования и логистики до линии подчинения и механизмов принятия решений. Изучавший долгие годы вагнеровцев Денис Коротков считает, что сохранить структуру в нынешнем виде не удастся.
Секрет выживания и процветания ЧВК Вагнера заключался в организаторских способностях и даже безбашенности Пригожина. Вся иерархия группировки была построена на неформальных связях и «понятиях», которых строго придерживался ее основатель. Он же был гарантом договоренностей о контрактах и выплатах бойцам. Минобороны, формально связанное различными юридическими обязательствами, неспособно найти подходящую замену убитому командиру. И не горит желанием — главный оппонент министерства во время войны уже не угрожает ни Шойгу, ни Герасимову.