To reset your password, please enter your email address or username below.

Война на Ближнем Востоке разбудила в Германии антисемитизм

«Мы не потерпим отвратительных нападок на Израиль, которые празднуются здесь, на наших улицах», — заявил канцлер Германии Олаф Шольц во время своего выступления в Бундестаге. За восемь дней после нападения ХАМАС на Израиль в Германии произошло 202 антисемитских инцидента. В ответ власти запретили деятельность группировки и арестовали самых активных пропалестинских демонстрантов. Почему в страну вернулся антисемитизм?

Шольц объявил о запрете любой деятельности ХАМАС и исламистской организации Samidoun, поддерживающей палестинских заключенных в израильских тюрьмах. По его словам, боевики осуществляют теракты, а Samidoun их «прославляет». Запрет также касается собраний, использования логотипов и предполагает конфискацию имущества организаций. Официально у группировки нет офиса в стране.

Несколько лет назад Германия уже запретила ряд организаций, тесно связанных с ХАМАС. В докладе Федеральной службы защиты конституции (BfV) за 2022 год указано, что палестинская группировка рассматривала западные страны, в том числе и Германию, как безопасное убежище, где организация могла сосредоточиться на сборе пожертвований, вербовке новых сторонников и распространении своей пропаганды.

В 2020 году федеральное правительство запретило деятельность ливанской группировки «Хезболла» и пыталось закрыть Исламский центр в Гамбурге. Эта организация на протяжении десятилетий находится под наблюдением немецкой разведки, так как власти предполагают ее связь с Ираном. В 2022 году удалось депортировать заместителя руководителя центра по обвинению в поддержке и финансировании терроризма. Однако доказать подрывную деятельность центра власти не смогли — и он до сих пор работает в Гамбурге.

После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября немцы могли увидеть ликующие толпы на улицах городов. В берлинском районе Нойкельн, где традиционно проживают многие выходцы из стран Ближнего Востока, прошли демонстрации, на которых участники призывали к уничтожению Израиля. В одну из синагог неизвестные бросили коктейль Молотова, несколько берлинских домов, где живут евреи, пометили желтой Звездой Давида — как в нацистские времена. Особенно всех возмутило поведение сторонника Samidoum, который раздавал прохожим сладости.

Во время демонстраций происходили столкновения с полицией, на зданиях стали появляться свастики и антисемитские надписи. В итоге власти запретили многие пропалестинские демонстрации и усилили меры безопасности в еврейских общинах и культурных учреждениях. Известный лозунг сторонников Палестины «От реки до моря Палестина будет свободна» немецкая прокуратура посчитала экстремистским, теперь за публичное повторение этих слов человека ждет уголовное наказание.

Лидеры мусульманской общины поспешили откреститься от радостных единоверцев. Айман Мазиек из Центрального совета мусульман Германии подчеркнул, что лишь незначительное меньшинство вышло на улицы с антиизраильскими и антисемитскими лозунгами. Мазиек призвал не считать, что «эти изображения, эти люди говорят от имени всех мусульман, немецких мусульман или их организаций здесь».

Обстановка настолько накалилась, что немецкие власти теперь рассматривают возможность депортации нарушителей, которые не являются гражданами страны. Министр внутренних дел Нэнси Фазер объявила, что ведомство будет преследовать людей, которые собирают пожертвования для запрещенных организаций.

BfV насчитала около 450 нарушителей, которые открыто поддерживали ХАМАС, многие из них — граждане Германии. Но сторонников и сочувствующих намного больше. По оценке эксперта по Ближнему Востоку Гвидо Штайнберга, это тысячи человек, которые часто не действуют публично, а собирают пожертвования и агитируют в сети. Подозреваемые тщательно следят за тем, что говорят, чтобы не привлекать внимание властей.

Строгие запреты должны перекрыть потоки финансовой помощи из страны в сектор Газа, но немецкие чиновники натолкнулись на препятствия собственной системы. В Германии некоммерческие организации по закону пользуются определенной степенью защиты, а расследования со стороны таких органов, как BfV, ограничены, когда дело касается финансов.

Пропалестинские митинги проходят и в других странах, но для Германии арабо-израильский конфликт особенно близок. «История Германии и наша ответственность, связанная с Холокостом, делают нашим долгом отстаивание существования и безопасности Государства Израиль», — заявил канцлер Шольц во время визита в Тель-Авив 17 октября. Не все согласны с такой позицией политика.

Волнения в Берлине породили дебаты о балансе между свободой слова и необходимостью борьбы с антисемитизмом. Громче всех высказываются левые, которые задаются вопросом, являются ли запреты на пропалестинские протесты злоупотреблением государства? Многие их них сами участвовали в этих демонстрациях и сочувствуют палестинцам. Мэрия Берлина считает, что вероятность антисемитских выступлений очень высока и в первую очередь необходимо думать об общественной безопасности.

Группа левых активистов устроила пикет около здания МВД и скандировала «Освободите Палестину от вины Германии». Они убеждены, что страна должна не учитывать историю Холокоста при выборе позиции в нынешнем конфликте. По иронии судьбы, той же точки зрения придерживаются и крайне правые. Например, 78% сторонников радикальной «Альтернативы для Германии» не считают, что у страны есть «особые обязательства перед Израилем».

Опросы показывают, что немецкие мусульмане чаще придерживаются антисемитских взглядов, чем население в целом. Политики называют такое явление «импортированным антисемитизмом», который проникает в страну через иммиграцию из стран с мусульманским большинством. Исследователи давно заметили, что существует четкая корреляция между ростом насилия на Ближнем Востоке и увеличением антисемитских инцидентов в Европе. Масштабная миграция за последние десятилетия сделала ближневосточную повестку более актуальной для жителей ЕС.

Война на Ближнем Востоке вскрыла те проблемы в Германии, которые считались второстепенными. Антисемитские демонстрации показали, что многие мигранты так и не интегрировались в немецкое общество, а некоторые наоборот радикализируются. Борьба с исламизмом превратилась в «охоту на ведьм» и череду запретов, которые разводят граждан по разные стороны баррикад.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020