To reset your password, please enter your email address or username below.

Сто лет дипломатии Генри Киссинджера

Легендарный американский дипломат скончался в возрасте 100 лет. Его ставят в один ряд с Талейраном и Меттернихом. В отличие от них, Киссинджер сумел всего за восемь лет кардинально поменять международные отношения и даже после своей отставки продолжал влиять на политику.

О роли Киссинджера лаконично отозвался нынешний глава Госдепартамента США Энтони Блинкен. «Мало кто знал историю лучше него, еще меньше людей сделали больше, чем Генри Киссинджер, чтобы повлиять на историю», — отметил дипломат. Журналисты также отметили соболезнования Си Цзиньпина, которые тот выразил президенту США Джо Байдену. В заявлении говорится, что «КНР и США должны и после смерти Киссинджера продолжить его дело — «сохранить здоровое, стабильное и устойчивое развитие отношений между Китаем и США».

Киссинджера можно назвать патриархом американской политики. Как советник по национальной безопасности и госсекретарь при президентах Ричарде Никсоне и Джеральде Форде, дипломат был одним из создателей политики разрядки в отношениях между США и Советским Союзом. Политологи отмечают, что политик по способностям и заслугам мог бы претендовать на президентство, если бы родился в США, а не Баварии.

Когда ему было 15 лет, семья бежала от нацистов в Нью-Йорк, где Киссинджер учился в школе на Манхэттене. Во время Второй мировой он был призван в армию и благодаря знанию немецкого зачислен в разведку. После войны Киссинджер с отличием закончил Гарвард и преподавал в университете в течение 20 лет. В 1969 году после своей инаугурации Ричард Никсон предложил известному аналитику стать помощником по национальной безопасности.

Исключительное положение Киссинджера в администрации Белого дома иллюстрирует тот факт, что он некоторое время занимал сразу оба ключевых внешнеполитических поста: и советника, и госсекретаря. После отставки Никсона дипломат сохранил должность и влияние при новом президенте Джеральде Форде. Исключительной внешнеполитической победой дипломата называют налаживание отношений с Китаем.

Сближение США и маоистского Китая в 1970-х годах выглядело невероятным. Агрессивная политика Пекина по отношению к Штатам была вызывающей на фоне потепления отношений между Вашингтоном и Москвой. Однако Киссинджер начал длительную подготовку к встрече двух лидеров — этот процесс журналисты окрестили «пинг-понговой дипломатией». Наконец, в феврале 1972 года Ричард Никсон официально посетил Китай для установления дипломатических отношений и встретился с Мао Цзэдуном.

Другая заслуга Киссинджера — это усилия по завершению Вьетнамской войны. В 1973 году дипломат получил Нобелевскую премию за разработку Парижского соглашения по Вьетнаму, которое предусматривало прекращение огня, вывод американских войск и мирное объединение двух частей страны на основе выборов. Переговоры о завершении войны длились четыре года. Однако уже в 1975 году коммунистический север захватил юг страны — и во Вьетнаме установилась диктатура.

После своей отставки Киссинджер более не занимал официальных должностей, но продолжал играть заметную роль в политике. Например, Госдепартамент США привлек отставного дипломата к урегулированию отношений с Китаем. Столетний политик отправился в Пекин, где встретился с китайским лидером Си Цзиньпином. Со времен Мао в стране всегда тепло относились к Киссинджеру — тот же критиковал администрации Трампа и Байдена за недальновидность в отношениях с Китаем.

Традиционно госсекретаря называли сторонником realpolitik, или «реальной политики» — подхода, при котором достижение прагматических целей ценится выше идеологических принципов. Зачастую Киссинджера критиковали за буквальное следование этой концепции: дипломат лавировал и искал такие компромиссы в противостоянии двух держав, которые могли наносить ущерб демократическим принципам.

Не отошел от своих убеждений Киссинджер и во время российско-украинской войны. Дипломат неоднократно высказывался о конфликте, и порой его заявления вызывали неоднозначную реакцию. Еще до начала войны дипломат считал, что с принятием Украины в НАТО не следует торопиться. Через несколько месяцев после вторжения он предложил Киеву отказаться от своих территорий, на которые претендует Россия, для окончания войны, что вызвало гнев не только в Украине, но и в западных странах.

Спустя еще какое-то время дипломат поменял взгляды и согласился, что теперь нейтральный статус Украины не имеет смысла. «Если поиски мира превратятся в единственную цель политики, страх войны становится оружием в руках самых жестоких людей», — написал Генри Киссинджер в 1979 году в книге «Годы в Белом доме». Политическая карьера американского деятеля была короткой, но современная дипломатия уже не представима без его влияния и наследия.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020