To reset your password, please enter your email address or username below.

Си Цзиньпин устраивает новые чистки, когда врагов уже не осталось

Репрессии в политических верхах Китая, кажется, достигли своего апогея. За несколько месяцев из публичного поля пропали сразу два министра и несколько высокопоставленных генералов. Аналитики гадают, зачем Си Цзиньпин устраивает «сталинские чистки», когда все его враги давно побеждены.

Издание Politico со ссылкой на источники в китайском правительстве заявило, что бывший министр иностранных дел Китая Цинь Ган умер в военном госпитале Пекина. Там обычно проходят лечение китайские руководители. Собеседники издания предположили, что он мог умереть либо в результате самоубийства, либо после пыток.

Цинь Ган перестал появляться на публике 25 июня. Тогда он провел переговоры со своими коллегами из Вьетнама, Шри-Ланки, а также был на встрече с замглавы российского МИД Андреем Руденко. Спустя месяц отсутствия министра отправили в отставку, назначив на его должность Ван И, который руководил ведомством с 2013 по 2022 годы.

Исчезновение и отстранение Цинь Гана вызвало множество слухов и предположений среди журналистов и политологов. Министра подозревали во внебрачных связях, что порицается в китайском руководстве. Говорили о слабом здоровье и новом витке политических интриг в окружении Си Цзиньпина — Цинь Ган был его протеже.

Politico предлагает еще одну версию случившегося: опала связана с визитом замглавы МИД РФ Андрея Руденко в Пекин. По словам источников, во время этой поездки гость передал Си Цзиньпину информацию, что Цинь Ган и родственники нескольких высокопоставленных офицеров передавали ядерные секреты КНР спецслужбам западных стран.

Впрочем, не все согласны с такой версией. Источник RTVI в дипломатических кругах Китая отметил, что Руденко вряд ли мог быть причастен к отстранению Цинь Гана. Сомнительной выглядит информация, что заместитель министра иностранных дел мог передавать такие сведения главе зарубежного государства — это просто не входит в его полномочия.

Цинь Ган — не единственный исчезнувший чиновник в Китае за последний год. В конце августа на публике перестал появляться министр обороны Ли Шанфу — и уже в октябре стало известно о его отстранении. Причины такого решения также неизвестны. Кроме того, исчезли командующий ракетными войсками Ли Юйчао и его заместитель Лю Гуанбинь.

Также неизвестна судьба нескольких высокопоставленных чиновников, курирующих финансовый сектор страны. Наконец, зловещей на этом фоне выглядит скоропостижная смерть Ли Кэцяна, бессменного премьера Госсовета КНР в течение десяти последних лет. В марте он ушел в отставку, а уже в октябре скончался от сердечного приступа.

После смерти Кэцяна Си Цзиньпин распорядился существенно сократить публичный траур по своему бывшему сопернику. Ли Кэцяна относили к группировки предыдущего главы Китая Ху Цзиньтао — «туаньпай», неформальному объединению внутри коммунистической партии, которое состоит из бывших функционеров китайского комсомола.

Ли Кэцян умер от сердечного приступа в бассейне во время своего отпуска в Шанхае. На китайском политическом языке такой оборот означает примерно то же, что «выпадение из окна» для российских чиновников. В этом же году умер и Ван Шаоцзюнь, командующий личной охраной председателя СИ, из-за «неэффективного медицинского лечения».

Спустя десятилетие правления Си Цзиньпина бесконечные чистки партаппарата достигли своего апогея и загадочных исчезновений. Если сначала Си нейтрализовал функционеров из враждебных политических фракций, то теперь его противников просто не осталось — и черед пришел за лояльными чиновниками из собственного окружения.

Репрессии коснулись и руководящего состава Народно-освободительной армии (НОАК) Китая: сотни старших офицеров и генералов были арестованы, исчезли или «покончили с собой». Бенефициарами этой многолетней чистки стали провинциальные бюрократы, которые работали с Си Цзиньпином в начале его карьеры и безоговорочно поддерживает его.

В итоге Постоянный комитет Политбюро КПК — высший орган власти в стране — состоит из таких лояльных фигур. Одной из них был Цинь Ган, чья карьера взлетела за несколько лет до руководителя протокола Си. Молодой чиновник отвечал за большую часть встреч китайского лидера с иностранными высокопоставленными лицами.

Цинь был назначен послом в США в июле 2021 года — и уже через полтора года стал министром иностранных дел. Это уникальный карьерный взлет в китайской чиновничьей иерархии, который объясняли личным расположением Си Цзиньпина. Однако его протеже продержался на посту всего лишь полгода.

Политологи заметили, что почти одновременное исчезновение Цинь Гана и министра обороны, а с ними и командования ракетных войск Китая может говорить о серьезном скандале внутри политической элиты, который пытаются замять любыми способами. Например, пропавших командиров заменили офицеры ВМФ и ВВС страны, чего практически никогда не было в армии.

Максимальная закрытость китайской политической системы не позволяет подтвердить или опровергнуть предположения о серьезном конфликте в китайской власти. Но сами факты говорят о лихорадочной паранойе, которая настигла партийных чиновников в Пекине. Источники Politico говорят, что шпиономания достигла предела.

Случайно или намеренно, но эти настроения обострились после заявления директора ЦРУ Уильяма Бернса летом этого года. Американский чиновник сообщил, что его ведомство «добилось прогресса» в восстановлении своей агентурной сети в Китае и имеет «сильный разведывательный потенциал».

Поиск шпионов наложился на внутриполитические проблемы: стагнацию экономики, высокую безработицу, тайваньский вопрос, старение населения и жилищный кризис. Кто-то должен отвечать за провалы партийного руководства, и пропажа двух министров и нескольких генералов, скорее всего, становятся правилом, а не исключением политической жизни Китая.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020