Виртуальная война Мадуро: Венесуэла хочет аннексировать регион соседней страны
Столетний территориальный спор между Венесуэлой и Гайаной разгорелся с новой силой после референдума, устроенного Николасом Мадуро. Политик успел объявить почти две трети соседней страны территорией Венесуэлы. Бразилия стягивает к границам войска, США проводят учения с Гайаной. Начнется ли новая война в Южной Америке?
Президент Венесуэлы Николас Мадуро подписал шесть указов, которые формально включают часть соседней Гайаны — регион Эссекибо — в состав страны. Также Мадуро подписал декрет о создании в регионе подразделений государственной нефтегазовой компании PDVSA и металлургического конгломерата CVG. Главой нового штата назначили капитана Алексиса Родригеса Кабельо.
Ранее в стране прошел референдум о статусе Эссекибо. Он стал ответом Венесуэлы на решение Международного суда ООН, который запретил предпринимать какие-либо действия в нарушение территориальной целостности Гайаны. Власти утверждают, что более 95% проголосовавших поддержали присоединение региона. Несмотря на впечатляющую цифру, в референдуме приняли участие всего около 2 миллионов человек.
Это примерно 10% населения страны, имеющих право голоса. Явка на референдуме оказалась крайне низкой, что отметили пользователи в соцсетях. Она была намного ниже ожидаемой властями, даже несмотря на принуждение к голосованию. На пустые избирательные участки пришли госслужащие, которые проголосовали так, как ожидало от них правительство.
В ответ президент Гайаны Ирфаан Али заявил, что его правительство уже обратилось к союзникам и региональным партнерам за военной помощью. «Если Венесуэла продолжит так безрассудно и авантюрно действовать, регион будет вынужден ответить. Именно этим мы и занимаемся», — заявил президент. Бразилия на фоне эскалации увеличила военное присутствие в северном приграничном районе.
Внимательно следят за развитием ситуации и в США. Во время конфликта американские войска даже провели воздушные маневры вместе с ВВС Гайаны. Вашингтон заверил Джорджтаун в «безоговорочной поддержке». В первую очередь Гайана ценна американцам как регион, богатый нефтяными залежами: в стране добывается лишь малая часть разведанных запасов. Фактически конфликт заключается в том, кто будет владеть этими залежами.
Территориальный спор между Венесуэлой и Гайаной имеет давнюю историю. Венесуэла считает, что эта территория находилась в ее границах во время испанского колониального периода. Каракас выступает против решения Международного арбитражного трибунала 1899 года, который отнес Эссекибо к тогдашней Британской Гвиане. Гайана провозгласила независимость от метрополии в 1966 году.
Конфликт разгорелся с новой силой в 2015 году, когда американская компания ExxonMobil открыла в Эссекибо крупное месторождение нефти. В этом году Гайана провела аукцион и предоставила крупным международным компаниям право бороться за лицензию на ведение разведочных работ в регионе. Для Гайаны добыча и экспорт нефти — основа экономики, и аукцион, по-видимому, стал поводом для недовольства Каракаса.
Венесуэла является страной с самыми крупными разведанными запасами нефти в мире. Однако после введения американских санкций и коррупции в правительстве экономика страны находится в плачевном состоянии. Санкции действовали в течение многих лет, и только в октябре этого года их начали смягчать. Мадуро знал, что голосование может перечеркнуть эту инициативу и все равно решился на референдум.
Для Мадуро референдум и ссора с соседом — это проверка его избирательного потенциала перед грядущими президентскими выборами, которые пройдут в следующем году. После победы на выборах в 2019 году Мадуро столкнулся с выступлениями оппозициями. В стране фактически появилось двоевластие, десятки стран признали главой государства лидера оппозиции Хуана Гуайдо. Хотя оппозиционерам не удалось удержать власть, к 2024 году они готовят единого кандидата.
Один из возможных сценариев — это провокации на границе с участием армии. Если Мадуро сочтет, что проигрывает на выборах, он может воспользоваться результатами референдума и объявить в стране чрезвычайное положение. Тогда выборы можно будет отложить под серьезным предлогом на неопределенный срок, а конфликт растягивать столько времени, сколько потребуется.
Однако эксперты не ожидают, что этот дипломатический скандал перерастет в реальное военное противостояние. Если Венесуэла решится на военное вторжение в Эссекибо, то осуществить его будет возможно только через территорию Бразилии. В районе венесуэльско-гайанской границы войска фактически не могут передвигаться из-за сложного ландшафта. На открытый конфликт с Бразилией Мадуро не пойдет.
В венесуэльских школах начали распространять обновленную карту, на которой спорный регион изображен как как официальный штат страны. Территория площадью 160 000 км2 занимает почти две трети Гайаны. Мадуро направил дополнительный контингент в штат Дельта-Амакуро, находящийся на границе с Гайаной. Видимость эскалации полезна режиму до определенного момента: первые жертвы обязательно скажутся на результатах выборов, которые необходимо во что бы то ни стало выиграть.