Свой среди чужих: Макрон пошел на сделку с Ле Пен из-за мигрантов
Национальное собрание Франции приняло один из самых жестких миграционных законов в современной Франции. Документ одобрили 349 депутатов, против высказались 186 избранников. Для Макрона это пиррова победа: для миграционной реформы он пошел на сделку со своими политическими противниками. Этого не могут простить макронисты.
Закон предусматривает упрощение депортации нелегальных мигрантов, введение миграционных квот, а также возможность лишения французского гражданства для иностранцев, которые были осуждены за преступления против сотрудников правоохранительных органов. Однако ключевым элементом документа, вокруг которого разгорелись споры, — это ужесточение правил получения социальных пособий для мигрантов.
И это при том, что первоначальная версия законопроекта включала упрощение получения вида на жительство для мигрантов, работающих в секторах с нехваткой рабочей силы. Однако под давлением депутатов правых партий первую версию отклонили в парламенте и отправили на доработку. В итоге текст документа изменился в сторону ужесточения миграционных правил, а это предложение исчезло из документа.
Если закон примут, то безработные иностранцы смогут рассчитывать на такие пособия не ранее чем через пять лет пребывания во Франции, а трудоустроенные — через два с половиной года. Для многих мигрантов финансовая поддержка государства очень важна, поскольку их доходы значительно падают при переезде. Законодательство страны предусматривает получение ПМЖ или гражданства только спустя пять лет.
Против законопроекта выступили десятки французских правозащитных организаций, в том числе Французская лига прав человека. В совместном заявлении организации назвали этот документ «самым регрессивным за последние 40 лет законопроектом о правах и условиях жизни иностранцев».
Для Эмманюэля Макрона иммиграционная реформа является вторым крупным проектом после нашумевшей пенсионной реформы. Крен его правительство вправо французские журналисты называют «поцелуем смерти» от ультраправых. Не обладая большинством в Национальном собрании, Макрон был вынужден включить в законопроект ряд более жестких изменений для того чтобы его реформу поддержали правые депутаты.
Однако и отказаться от документа было нельзя, так как сегодня миграционная проблема — одна из главных для французских избирателей. В итоге этот вынужденный компромисс ударил по репутации Макрона в его родной партии «Возрождение». Заявление Марин Ле Пен, что измененная версия закона благодаря давлению ее 88 депутатов теперь выглядит удовлетворительно, восприняли чуть ли как не братание с политическим врагом.
Ультраправые ухватились за возможность показать уязвимость президента и назвали принятие закона «идеологической победой», поскольку документ признает принцип «национального предпочтения». Это одно из положений партии «Национальное объединение», которая выступает за защиту трудовых прав французских граждан — в ущерб иммигрантам. Таким образом, макронисты невольно продвигают повестку Ле Пен.
Это привело к скандалу в самой партии «Возрождение»: 20 депутатов фракции отказались голосовать за законопроект, 17 воздержались. Автор закона, министр внутренних дел Жеральд Дарманен подал в отставку. Правда, Макрон ее так и не принял. Теперь правительство нещадно критикуют левые. Манон Обри из «Непокоренной Франции» назвала закон «самым ксенофобским в истории Франции», а «зеленые» считают, что Франция стремительно несется к «трампизму» и политика Макрона становится популистской.
Проблема с принятием иммиграционного закона — лишь следствие специфической ситуации, которая сложилась во Франции после проигрыша макронистов на парламентских выборах в прошлом году. Если во время первого срока благодаря поддержке Макрон мог произвольно менять свою политику и присваивать инициативы как правых, так и левых, то теперь его центризм не работает и приходится выбирать чью-то сторону. Ставка на правых вызывает недовольство у сторонников президента.
В итоге сразу несколько членов правительства пригрозили отставкой, в том числе министр здравоохранения Орельен Руссо, министр транспорта Клеман Бон, министр промышленности Ролан Лескюр и министр высшего образования Сильви Ретайо. Перед Макроном замаячила отставка всего кабинета. Принятие закона приведет к еще одной реформе, уже системы здравоохранения. Третья непопулярная мера может стать для макронизма фатальной.