Хуситы против всех: чем грозит блокада Красного моря?
Рядом с самой горячей точкой на Ближнем Востоке — сектором Газа — появилась еще одна, уже в Красном море. Йеменские хуситы парализовали судоходство, обстреливая и захватывая торговые суда. США заявили о начале военной операции против повстанцев, чтобы не допустить разрастания конфликта. Но столь ли он значим на самом деле?
Повстанцы-хуситы стали неожиданной проблемой для региона, нападая на суда, проходящие через Красное море и направляющиеся в Израиль. За последние два месяца они атаковали множество коммерческих судов с помощью ракет и беспилотников. Операция израильской армии в Газе спровоцировала повстанцев на ответные действия: они начали запускать ракеты и беспилотники в сторону Израиля. Одноа грузовое судно им удалось захватить и доставить к побережью Йемена.
Активность повстанцев уже повлияла на международные перевозки. Крупнейшая в мире судоходная компания Mediterranean Shipping Company направила свои суда в обход Красного моря. Так же поступили другие крупные морские перевозчики: CMA CGM, Maersk, Hapag-Lloyd и BP. По данным CNBC, в обход Красного моря было перенаправлено грузов на $35 миллиардов. Это означает, что маршруты будут перенаправлены в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, что удлиняет путешествие примерно на десять дней.
Кризис в Красном море отразился на нефтяных котировках: к 20 декабря фьючерсы на Brent и WTI подорожали до $80 и $75 соответственно. На Красное море приходится 12% мировой торговли — и остановка такого важного торгового канала может сильно сказаться не только на энергетических ценах, но и всех глобальных цепочках поставок. При этом перевозчики неожиданно выиграли от простоя: тарифы повысились на 300%, а капитализация крупнейших судоходных компаний подскочила на $22 миллиарда.
Хуситы — радикальная военная группировка, которая представляет шиитское меньшинство Йемена — зейдитов. Она появилась в 1990- х годах как оппозиция тогдашнего президенту Али Абдалле Салеху. Свое название движение получило от имени основателя Хусейна аль-Хуси.
В 2014 году хуситы стали влиятельной политической силой, устроив восстание против Абдраббу Мансура Хади, преемника президента Салеха. Они смогли захватить провинцию Саада на севере страны и через год вошли в столицу Сану. Президент Хади бежал за границу. В ответ Саудовская Аравия при поддержке ОАЭ и Бахрейна попыталась вернуть его к власти, но хуситы отбили атаки и сегодня продолжают контролировать значительную часть Йемена.
Официально правительством страны считается Президентский руководящий совет, которому Хади передал свои полномочия в 2022 году. Он находится в Эр-Рияде. Однако фактически совет не контролирует Йемен: большинство населения живут под властью хуситов, которые собирают налоги и даже печатают свои деньги. В повстанческих формированиях участвуют тысячи жителей и даже дети, поскольку экономика страны разрушена и нападения на торговые суда — способ заработка для многих йеменцев.
Группировка причисляет себя к «оси сопротивления» Израилю и США, которую провозгласил Иран вместе с ХАМАС и «Хезболлой». Поэтому американские власти считают, что за атаками хуситов стоит Иран, который полностью поддерживает действия повстанцев. По мнению американцев и саудитов, Иран поставлял баллистические ракеты, которыми хуситы обстреливали Эр-Рияд в 2017 году, а также крылатые ракеты и беспилотники, которые повстанцы применили для атаки на саудовские нефтяные объекты в 2019 году.
«В то время как хуситы нажимают на курок, пистолет им передает Иран. И на Иране ответственность за то, чтобы самим принять меры для прекращения этих атак», — заявил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. Ответ не заставил долго ждать: в Аденский залив прибыла ударная группа ВМС США во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». Американские, британские и французские военные корабли перехватывают значительную часть ракет и беспилотников, однако несколько судов получили повреждения.
В ходе ближневосточного турне глава Минобороны США Ллойд Остин объявил о начале операции «Страж процветания». С привлечением союзников вышла заминка: Испания наложила вето на участие ЕС в миссии, хотя Пентагон изначально называл Испанию среди первых согласившихся стран-участниц. Предполагалось, что для этого будет расширена действующая антипиратская операция Atalanta. По данным El Mundo, Мадрид хотел создания отдельной миссии, а не продления Atalanta, но в итоге дал добро, но сам не пожелал участвовать в подавлении повстанцев.
Обстановка накалилась с обеих сторон: Иран пригрозил заблокировать Средиземное море, если США не прекратят поддерживать действия Израиля в секторе Газа. Генерал Мохаммад Реза Нагди, главнокомандующий Корпуса стражей исламской революции, сообщил, что «они увидят зарождение новых сил сопротивления и закрытие водных путей, которые все еще им доступны», намекая на попытку хуситов блокировать Красное море. Непонятно, как Иран, не имеющий выхода к Средиземному морю, станет его блокировать, но хуситы приободрились.
Козырь хуситов в переговорах — это возможность нападения на торговые суда по всему йеменскому побережью Красного моря. В случае конфликта они смогут перекрыть весь Баб-эль Мандаб — пролив, который соединяет море с Индийским океаном. Они уже объявили всеобщую мобилизацию на подконтрольных территориях для подготовки к участию в израильско-палестинском конфликте.
Несмотря на громкие заявления, США с союзниками вряд ли пойдут на серьезную эскалацию в регионе и ограничатся лишь точечными ударами по позициям повстанцев. Самая выгодная стратегия — дождаться, пока ситуация в Красном море стабилизируется сама собой, что произойдет после завершения активной фазы операции Израиля в секторе Газа. У хуситов нет ресурсов вести серьезную борьбу на стороне ХАМАС, которое фактически доживает последние дни в Газе.
Американские военные не могут провести масштабную операцию еще по одной причине. Саудовская Аравия и ОАЭ, пострадавшие от недавних нападений хуситов, не заинтересованы в военном решении проблемы, а стремятся подавить конфликт дипломатическим путем. Опять же — с привязкой к завершению израильской операции в Газе. Повстанцы это понимают и надеются получить от своей напускной воинственности выгоду в будущем.