Молодо не зелено: Макрон назначил самого молодого премьера
Новый год для французской политики начался со смены правительства. Главой кабинета назначен самый молодой премьер-министр в истории Франции — бывший министр образования Габриэль Атталь. Пока эксперты гадают, зачем Макрону нужна эти перестановки, журналисты приглядываются к новому премьеру.
Хотя слухи о скорой отставке правительства Элизабет Борн ходили весь прошлый год, каждый раз она сохраняла свой пост после перестановок в кабинете. Однако в новогоднем обращении Эммануэль Макрон намекнул, что пришло время кардинального обновления — и спустя неделю отставка состоялась. Интрига заключалась в том, кто придет на смену мадам премьер-министру, так как в кабинете Борн было много влиятельных и амбициозных чиновников. Но выбор пал на 34-летнего министра образования Габриэля Атталя, что для французской политики с ее элитизмом и строгой иерархией нехарактерно.
Элизабет Борн продержалась на своем посту менее двух лет, но за это время зарекомендовала себя как эффективный исполнитель. Без серьезных политических амбиций, она уверенно проталкивала непопулярные пенсионную и миграционную реформы Макрона, за что получила прозвище «мадам 49.3». Это положение конституции позволяет правительству принимать важные решения в обход голосования в парламенте. За свою карьеру Борн 23 раза прибегала к поправке. И в случае с иммиграционным законопроектом ей удалось получить поддержку депутатов без этого, но отставка была неминуема.
Фактически президент избавился от Борн, которая стала для него обузой. Премьер-министр взяла на себя всю ответственность за продвигаемые реформы — и ожидаемо превратилась в самого непопулярного политика в стране. Макрон же предпочитал находиться над схваткой и избегал открытого конфликта с протестующими. Политологи делали ставки на большие фигуры кабинета: министра внутренних дел Жеральда Дарманена, министра экономики Брюно Ле Мера и министра сельского хозяйства Жюльена Денорманди. Видимо, именно их влиятельность не позволила кандидатам занять второй пост в государстве.
Габриэль Атталь только выглядит неочевидным выбором для премьерства. На самом деле его карьеру можно назвать блестящей. Вступив в Социалистическую партию и поддержав Сеголен Руаяль, Атталь получил расположение Франсуа Олланда и занял место советника министра здравоохранения. Но и с приходом Макрона его карьерный путь не остановился, а даже наоборот ускорился: в правительстве Жана Кастекса Атталь стал пресс-секретарем кабинета, затем занял пост министра по бюджету и, наконец, возглавил Министерство национального образования. При нем было запрещено ношение абайи, дисциплина в школах стала намного строже, что привело к повышению его популярности.
В итоге Атталь набрал более 40% одобрения французов и намного опередил своих коллег по правительству. Макрону явно импонировал его свободный и раскованный стиль руководства министерством. Молодой политик с хорошо подвешенным языком умеет поддерживать рабочие отношения как с друзьями, так и с противниками, гибок в отстаивании позиции и услужлив. Его дерзость и стала определяющей при выборе преемника мадам Борн. И преданность: в отличие от других, более маститых макронистов, Атталь целиком обязан своей карьерой президенту.
По данным французских изданий, Дарманен и Ле Мер были неприятно удивлены выбором Макрона, поскольку каждый из них был настроен если не предъявить права на премьерское кресло, то хотя бы начать переговоры. Но последний год для Атталя стал решающим: если его бывшие однопартийцы относились к политику как к изменнику, то правые только приветствовали жесткие решения министра. Атталь верно угадал, куда стремится Макрон: политика президента стремительно правеет, и теперь правая риторика пришлась ко двору.
Об этом говорит и состав нового правительства. Неожиданно в кабинете появилась Рашида Дати, верная сторонница бывшего президента Николя Саркози. Она заняла пост министра культуры, пост не такой важный, но сам факт появления в правительстве такого правого политика означает, что президенту требуется серьезная поддержка. Второе важное назначение — вместо Катрины Колонна пост министра иностранных дел занял Стефан Сежурне, бывший партнер Атталя и генеральный секретарь макронистской партии «Возрождение».
Дарманен и Ле Мер сохранили кресла, и пока неизвестно, как сложатся их отношения с бывшим конкурентом. Макрон оставил на своих местах таких противоречивых политиков, как министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти и министр обороны Себастьен Лекорню, хотя у депутатов и журналистов было много вопросов к их работе. Элизабет Борн отказалась сменить Лекорню и выбрала кресло депутата в Национальной ассамблее.
Уже первые месяцы покажут, можно ли назвать Атталя независимой фигурой французской политики. Левые иронизируют, что премьером стал сам Макрон, намекая на техническую фигуру нового главы кабинета. В отличие от Атталя, мадам Борн могла поспорить с президентом и всегда имела свое мнение на ту или иную проблему. У ее сменщика такой привычки не наблюдалось: он скорее прилежный исполнитель, чем яркий игрок. До первого серьезного испытания нового кабинета — выборов в Европарламент — остались считанные месяцы, и Атталю нужно успеть проявить себя. Это станет возможным, если ему удастся получить контроль над кабинетом — сделать это будет непросто.