Тайвань опять провоцирует Китай: на выборах победил сторонник независимости
Победа на выборах на Тайване кандидата от правящей партии привело к новой напряженности в регионе: Демократическая прогрессивная партия десятилетиями выступает за обретение независимости, но всегда остается в шаге от ее провозглашения. Всем понятно, что после этого разразится война, не только острова с континентальным Китаем, но и Китая с США. Последние выборы показывают, что Пекин стремится решить тайваньскую проблему и без провокационных заявлений.
Президентские выборы на Тайване всегда сопровождаются ростом напряженности в регионе. На этот раз они проходили на фоне крупнейших за последние десятилетия конфликтов: российско-украинской войне и столкновения Израиля и ХАМАС. Чувствительной для Пекина стала победа кандидата от правящей Демократической прогрессивной партии Тайваня Уильяма Лая (Лая Циндэ), горячего сторонника независимости острова. Это дало повод китайским коммунистам называть его кандидатом войны и марионеткой США.
Традиционно Пекин придерживается политики одного Китая: внешнеполитического курса, который подразумевает существование только одного китайского государства. Хотя Тайвань также официально считает себя Китаем, Тайбэй не против объединения с Пекином как такового, но не под властью китайской компартии, что не нравится континентальному партнеру. Однако и сторонников провозглашения независимости среди тайваньцев почти нет, поскольку все понимают, что это приведет к неминуемой войне с КНР.
Си Цзиньпин рассматривает Тайвань как неотъемлемую китайскую территорию и неоднократно заявлял, что воссоединение с ним неизбежно. Председатель КНР считает, что этот вопрос нельзя оставлять будущим поколениям и решать его нужно здесь и сейчас. Остается неясным, что политик подразумевает под «сейчас»: попытку мощного дипломатического давления или молниеносную военную операцию, которая обезоружит тайваньцев и сделает помощь союзников невозможной.
Аналитики отмечают, что в последние годы Китай все чаще задействует свою армию для устрашения, провокационно устраивая учения прямо около острова. Всего эксперты выделяют три вероятных сценария эскалации: континентальный Китай может продолжить масштабные военные учения, блокировать остров полностью или попытаться вторгнуться. Также эксперты спорят о сроках. По данным СМИ, Си Цзиньпин требует от военных решить тайваньскую проблему до 2027 года.
С военной точки зрения китайская и тайваньская армии разительно отличаются: хорошо оснащенные континентальные войска противостоят плохо обеспеченной, с устаревшей техникой армии острова. Например, двум с лишним тысячам китайских самолетов Тайвань может противопоставить не более 300, в основном устаревших и изношенных. Китайские истребители и корабли в последние годы регулярно пересекают срединную линию в Тайваньской проливе, которая десятилетиями считалась границей между сторонами.
Проблема тайваньской армии заключается еще в том, что кроме нехватки вооружений существует слабая поддержка самих тайваньцев. Вместо разговоров о скорой войне и обретении независимости избирателей больше волнует недоступное жилье, падение уровня жизни и безработица среди молодежи. А вопрос о признании Тайваня им кажется второстепенным. Политикам непросто отстаивать необходимость наращивать расходы на оборону острова.
Гипотетический конфликт разрастется до общемирового, так как США — главный гарант безопасности Тайваня. Война двух крупнейших экономических и военных держав обойдется мировой экономике очень дорого. В первую очередь это коснется высокотехнологических отраслей, поскольку 60% всех микропроцессоров и 90% продвинутых чипов выпускается на Тайване. Это приведет к глобальной остановке производства мобильных телефонов, автомобилей, электроники, а компании понесут колоссальные убытки.
По оценкам аналитиков Bloomberg, потенциальный ущерб от конфликта может достичь около 10 триллионов долларов, или 10% всей мировой экономики. Уже сейчас компании стараются выводить деньги и производство из Китая, а главный производитель процессоров в мире — тайваньская TSMC — активно строит новые заводы в США. Первая площадка уже построена в Аризоне, теперь на очереди второй завод.
Единственный убедительный аргумент против вероятного вторжения Китая — это то, что Пекину такая крайняя эскалация невыгодна. Издержки будут гигантскими, в том числе в форме снижения торговли, инвестиций и рабочей силы. Это потери будут для Китая даже выше, чем для России после вторжения в Украину, поскольку китайская экономика намного более встроена в глобальную торговлю. Но российский пример для Си Цзиньпина может быть заразительным.
«Средний вариант» блокады острова Пекин не устроит, поскольку издержки будут практически те же, что и при вторжении, а шансы на успех ниже. Затяжная блокада растянет конфликт территориально и хронологически, у США будет время подтянуть силы на подмогу тайваньцам. Такой вариант может быть чреват и для внутриполитической ситуации, поскольку длительный конфликт с постоянными жертвами сильно подорвет авторитет компартии. Молниеносная война выглядит намного привлекательнее по результатам.
Главное достижение — это подрыв статуса США как гаранта безопасности и демократии в мире. Захват Тайваня станет сокрушающим ударом по имиджу американцев, и сторонников китайской авторитарной модели будет только прибавляться. Каждый новый избирательный цикл на острове становится проверкой на прочность баланса сил в регионе. Избранный президент вступит в должность только в мае этого года, и следующие несколько месяцев станут временем усиления напряженности. Реакция Пекина после мая будет зависеть от того, как поведет себя новый глава Тайваня.