Орбан опаздывает: Венгрия до сих пор не одобрила вступление Швеции в НАТО
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что поддержит заявку Швеции на вступление в Атлантический альянс. Дело осталось якобы за малым — дождаться одобрения венгерского парламента. Повторив недовольство Турции, Венгрия осталась ни с чем, так и не сумев получить от своих союзников что-то взамен.
В Стокгольме сохраняют скандинавское хладнокровие: до сих пор нет уверенности, что процесс ратификации вступления в НАТО завершен. Прошло уже 20 месяцев с того момента, как Швеция одновременно с Финляндией подали заявки на вступление в альянс. Однако, если восточный сосед был принят в альянс уже 4 апреля прошлого года, Швеция сразу же столкнулась с серьезным препятствием: против выступила Турция. А затем и Венгрия.
После одобрения заявки турецким парламентом и подписания закона Эрдоганом Венгрия осталась единственной страной альянса, которая до сих пор не ратифицировала протокол вступления Швеции в НАТО. Чтобы снизить нервозность ситуации, с Орбаном созвонился генсек альянса Йенс Столтенберг, и премьер неожиданно пообещал поддержать Швецию. До этого разговора позиция Венгрии была неопределенной.
Накануне Орбан даже пригласил своего шведского коллегу в Будапешт для консультаций. В Стокгольме на обращение посмотрели с недоумением: шведское правительство не поняло, какая может быть тема для переговоров. Премьер Ульф Кристерссон отклонил приглашение, дав понять венгерской стороне, что от нее уже давно ждут обещанной ратификации без всяких дополнительных условий.
Хотя весенняя сессия венгерского парламента начнется только 26 февраля, формально ничто не мешает организовать внеочередное заседание. Проблема заключается в том, что таким образом парламент окажется в глупой ситуации после полутора лет довольно жесткой риторики. Будапешт неоднократно грозил применить вето, если шведские политики не прекратят критиковать политическую ситуацию в Венгрии.
Политологи отмечают, что положение может оказаться более неловким, чем знаменитая декабрьская сцена в Европейском Совете, когда для одобрения помощи Украине главы 27 стран-членов вынудили Орбана выйти за дверь. Позиция Венгрии в НАТО еще более скромная, чем в ЕС: с военной точки точки зрения страна является одним из самых слабых звеньев в организации. Журналисты называют взгляды Орбана «политическим нарциссизмом» и «дипломатической истерикой».
Недоумение Швеции понятно: у Венгрии нет никаких конкретных требований, кроме попыток показать собственную сомнительную значимость. В отличие от нее, Турция действовала намного прагматичнее: Анкара сразу потребовала от США новую партию истребителей F-16, а также выдачи бежавших курдских активистов, которых укрыла Швеция. Кроме того, Эрдогану удалось продавить смягчение эмбарго на поставки республике вооружений из Финляндии, Канады, Нидерландов и Швеции, где ранее действовали запреты.
Ради полноправного членства в альянсе Швеция даже пошла на серьезное изменение своего законодательства, введя новые нормы по борьбе с терроризмом и запустив процесс выдачи Турции запрошенных ею «террористов». Решительность Эрдогана была настолько твердой, что все требования обещали выполнить без проволочек. В Брюсселе и Вашингтоне были так заняты разборками с Анкарой, что Венгрия не воспринималась как серьезное препятствие для Швеции.
Иронично, что сам Будапешт официально не раз заявлял, что не станет последним, кто одобрит шведскую заявку. Однако свое слово правительство Орбана не сдержало. Венгерский политолог Золтан Кизелли считает, что страна «все еще ждет жеста от шведских политиков, который показал бы, что они считают Венгрию демократией и перестанут присоединяться к хору критиков о правах человека и демократических неудачах». «Шведы настолько очернили Венгрию и унизили ее правительство, что мы не можем вести себя так, как будто ничего не произошло», — заявил спикер Национального собрания Венгрии Ласло Кёвер.
Две оппозиционные партии: Венгерская социалистическая партия и Демократическая коалиция — призвали к созыву внеочередной сессии парламента. После решения Анкары у Будапешта не осталось ни времени, ни аргументов для затягивания процесса. Венгрии хватает разногласий с союзниками, поэтому теперь дополнительные условия будут смотреться наглостью.