Макрон разбудил НАТО: зачем он говорит о прямом конфликте с Россией
Заявление Макрона о возможной переброске натовских войск в Украину наделало шуму в альянсе. Союзники Франции поспешили опровергнуть слова политика, Москва традиционно пригрозила Западу ядерным оружием. Зачем Макрону понадобилась такая риторическая эскалация?
Президент Франции Эммануэль Макрон пригласил лидеров ЕС в Париж, чтобы обсудить новые шаги по поддержке Украины в войне с Россией. Около 20 глав европейских государств собрались в Елисейском дворце. Кроме того, в ней приняли участие представители США и Канады, а также министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон. По итогам форума французский президент объявил о создании коалиции по экстренной помощи Украине.
На правах хозяина встречи Макрон сделал заявление, которое вызвало переполох среди союзников. «Сегодня нет консенсуса по поводу отправки сухопутных войск, но исключать ничего нельзя. Мы сделаем все возможное, чтобы Россия не смогла выиграть эту войну. Мы убеждены, что поражение России необходимо для безопасности и стабильности в Европе», — сказал политик. По его словам, Россия становится все более агрессивной не только на поле боя, но и в целом.
Французский президент считает, что Западу «необходимо изменить подход и учитывать трансформацию угрозы с военной и стратегической точек зрения». Такого же мнения придерживается премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который заявил, что несколько стран ЕС и НАТО рассматривают возможность отправки войск на территорию Украины в рамках двусторонних соглашений о безопасности с Киевом. Эти договоры уже подписаны с Великобританией, Германией, Данией, Францией, Канадой и Италией, однако они не содержат пунктов об отправке вооруженных сил.
Позднее собеседники Bloomberg пояснили, что на самом деле хотел сказать президент Франции. По словам источников агентства, речь идет о военных советниках и инструкторах, для защиты которых можно отправить в страну военный контингент. Спикеры подчеркнули, что на встрече не обсуждалась отправка военнослужащих для непосредственного участия в боях с российскими войсками. Однако публично все восприняли слова Макрона именно таким образом — и поспешили резко откреститься от его заявлений.
Почти сразу Польша, Швеция, Германия, Словакия, Чехия, Венгрия и Великобритания заявили, что не намерены отправлять на территорию Украины свои войска. Подобным образом высказался и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Точку в дискуссии поставил представитель Совета национальной безопасности Белого дома Эдриенн Уотсон, сказав, что президент США Байден уже дал понять, что Штаты не будут отправлять своих солдат для участия в боях на территории Украины.
При этом некоторые страны НАТО уже отправляют в Украину советников и инструкторов, которые помогают украинским войскам пользоваться западным вооружением. Более того, в Украине находятся «западные спецназовцы», о которых не сообщается официально. Источник из европейской оборонной сферы признался Financial Times, что об этом знают все, но члены альянса не признают присутствие своих военных на украинской территории, чтобы избежать эскалации с Кремлем.
Сказанные в Париже слова вызвали реакцию воодушевления в Киеве. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк приветствовал идею Макрона. По его словам, она показывает «осознание рисков, которые представляет для Европы милитаристская, агрессивная Россия». «Открытие дискуссии о возможности прямой поддержки Украины вооруженными силами следует рассматривать как желание расставить правильные акценты, более четко обозначить риски», — подчеркнул Подоляк.
У Макрона могут быть и свои причины для столь резких высказываний. Как отмечает Le Monde, после того, как американская поддержка Украины стала буксовать, а новый пакет помощи на 60 миллиардов долларов завис в Палате представителей, французский лидер решил показать себя новым ведущим защитников Украины в Европе. Чиновники в Елисейском дворце пояснили, что слова Макрона были сигналом Путину для создания «стратегической двусмысленности» и чтобы подчеркнуть неизменность поддержки Киева западными странами.
Возможной причиной такой воинственной риторики могут быть возросшие противоречия между Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем. Политики сильно расходятся во мнению по поводу военной помощи Украине. В то время как французский лидер говорит о готовности «сделать все, чтобы Россия проиграла», немецкая сторона уже откладывала отправку танков Leopard и теперь отказалась поставки ракет большой дальности Taurus. Politico со ссылкой на французских чиновников пишет, что Макрон начал преследовать Шольца за «историческую нерешительность».
За обсуждением цитаты потерялась другая часть высказывания президента — о поставках «ракет и бомб средней и большой дальности для нанесения глубоких ударов». Именно этого не хочет Шольц, когда отказывается передавать украинцам Taurus. Для Москвы применение ракет, способных поражать цели на российской территории, — это «красная линия», которую западные союзники старались не переходить в течение прошедших двух лет войны. Снижение американской поддержки предоставило Макрону шанс повысить свою роль в поддержке Украины.
Слова о военном контингенте альянса и ракетах большой дальности, которые исходят от крупнейшей европейской страны-члена НАТО, — это показатель, что пресловутые «красные линии», очерченные Москвой, довольно условны и относительны. Вопрос заключается в том, хватит ли у союзников политической воли их нарушить. Как показал саммит в Париже, стратегия западных лидеров — медленно к ним приближаться такими шагами, каждый из которых не выглядит объявлением войны.