Перевыборы Путина: Кремль выучил «белорусский урок»
По итогам регистрации кандидатов на пост президента России стало понятно, что в грядущих мартовских выборах там нет ни электоральной, ни уличной протестной интриги. А на то, какой будет внутренняя и внешняя политика Кремля в последующие 6 лет четко указало содержание послания Федеральному собранию и гибель в заключении лидера оппозиции Алексея Навального.
В бюллетени для голосования вместе с Владимиром Путиным были допущены только спарринговые кандидаты. Причем они в открытую заявляют, что не собираются критиковать действующую власть. В Кремле, судя по всему, выбрали вариант продления полномочий Путина с исключением какого-либо риска повторения революционного белорусского сценария 2020 года.
Главной интригой на этапе регистрации кандидатов было решение Центризбиркома по персоне праволиберального политика Бориса Надеждина. Создался медийный шум вокруг небольших очередей у его штабов, чтобы подписаться за выдвижение. Надеждин – один из самых известных на сегодня политиков-либералов в России, именно в таком качестве он достаточно часто принимал участие в различных политических ток-шоу на телевидении.
Имеет опыт работы госчиновника, правда, это было давно: в конце 1990-х годов работал в аппарате правительства, советником зампредседателя правительства Бориса Немцова, а затем помощником премьер-министра Сергея Кириенко, на стыке веков одну каденцию был депутатом Госдумы. Затем несколько раз участвовал в парламентских выборах уже безуспешно.
Несмотря на такой бэкграунд во время текущей избирательной кампании даже в либеральных оппозиционных кругах в России мнения разделились. Одни называли Надеждина «антивоенным кандидатом» – тот заявлял, что «при нынешнем политическом режиме нам не светит вернуться в Европу», необходимо «выбрать другое руководство страны, которое прекратит эту историю с Украиной». Другие российские оппозиционеры допускали, что его поход в президенты мог быть согласованным с Администрацией президента проектом с определенными поведенческими и риторическими рамками.
Как бы то ни было, ЦИК забраковал подписи, собранные за выдвижение Надеждина: недействительными были признаны 15% при лимитном пороге в 5%. То есть, уровень притязаний либералов на власть был обозначен как «даже подписи нормально собрать не могут».
Похоже, что российские власти выучили «белорусский урок». Напомним, в Беларуси во время президентских выборов 2020 года местный Центризбирком «зарубил» по причине якобы некачественных подписей двух основных соперников Александра Лукашенко – банкира Виктора Бабарико и экс-дипломата Валерия Цепкало.
Однако была зарегистрирована после снятия с избирательной гонки ее мужа, популярного блогера Сергея Тихановского обычная домохозяйка Светлана Тихановская. И белорусы в условиях такой фильтрации массово пошли голосовать за нее как олицетворение альтернативы «батьке». А затем вышли на долгие многотысячные уличные протесты против фальсификаций итогов выборов.
Да, белорусским властям удалось подавить революции и вытеснить практически всю оппозицию из страны, однако в Кремле решили исключить любые риски, которые могут привести к катаклизмам. Тем более еще свеж в памяти прошлогодний «вагнеровский» мятеж. Конечно, российские власти учитывают и антивоенные настроения, и шапкозакидательство ультрапатриотов с обратной стороны.
Любой кандидат-оппозиционер катализирует и аккумулирует в каком-то масштабе протест или в кабинках для голосования, или на улицах. Впрочем, административный ресурс для контроля за итогами голосования вряд ли бы дал сбой, а скукоженного протестного электората вряд ли хватило бы для свершения революции и смены власти. Тем не менее, был выбран совершенно спокойный и стерильный сценарий перевыборов Владимир Путина.
В итоге в бюллетенях для голосования оставили сплошь очевидных кандидатов-спойлеров, которые и не пытаются опровергнуть такой свой статус. Николай Харитонов, кандидат от некогда оппозиционной компартии, прямо заявил, что Путина критиковать не собирается:
«Я за что буду критиковать? Он отвечает за свой цикл работы. Зачем я буду критиковать? Я, во-первых, не из таких людей, чтобы критиковать коллег. Каждый человек отвечает за свою работу, поэтому избиратели оценят итоги работы и мои, и других претендентов, в том числе Владимира Путина. Я прекрасно понимаю, насколько тяжела ноша быть президентом Российской Федерации и ответственна».
Кандидат от ЛДПР Леонид Слуцкий был ею выдвинут на выборы только потому, по его словам, что экс-вождь Владимир Жириновский завещал участвовать во всех избирательных кампаниях. У ЛДПР – большой опыт спарринговой роли. Что касается самой резонансной темы – российско-украинского конфликта, то обе упомянутые силы ее безоговорочно поддерживают и участвуют в различных инициативах помощи российским военным.
Как и еще один кандидат от партии под праволиберальной вывеской. Это – Владислав Даванков от «Новых людей». Эта партия была создана в 2020 году и получила «зеленый свет». Например, у нее уже есть фракция в Госдуме. Сам Даванков является там заместителем спикера и уже поучаствовал в выборах мэра Москвы. Что касается военной повестки, то Даванков включен в санкционные списки за поддержку вторжения России на Украину и признание сепаратистских режимов на ее территории.
Да и «забракованный» Борис Надеждин в ожидании решения Центризбиркома о своей регистрации мимикрировал с темой войны, мягко сделав главный акцент на мире:
«Путин до сих пор отдаёт приказы наступать, я таких приказов отдавать не буду. Это главная разница. Но и отступать, между прочим, я тоже не буду давать приказ без согласования позиций мирного договора».
Пожалуй, самое главное касательно мартовских президентских выборов в России – это то, что у оппозиции нет никакой согласованной стратегии на них, Надеждин был надеждой и на этом безрыбье. Реакция российского общества на смерть Алексея Навального показала, что послевыборных протестов ожидать не приходится. А заявившая за рубежом об амбициях стать преемницей мужа в борьбе с путинским режимом Юлия Навальная весьма напоминает в этой ипостаси Светлану Тихановскую, исполняющую роль лидера белорусских демсил.
Между тем, Путин действительно сохраняет высокий рейтинг популярности. В начале феврале поддержка россиянами его действий была замерена на отметке 76%. Кстати, столько ЦИК насчитал Путину на выборах-2018.
Можно спрогнозировать, что его результат Путина на выборах-2024 будет выше – для статистической демонстрации поддержки войны против Украины и внутренней стабильности в России. В своем послании Федеральному собранию 29 февраля, которое, по сути, было его предвыборной программой, Путин как раз очень много говорил о войне и всемерной помощи ее участникам, названным ни больше ни меньше «новой элитой».