Молдова хочет в ЕС вместе с Приднестровьем
В сводки мировых новостей вернулась ситуация в Приднестровье. Пока вокруг непризнанной республики шумно лишь в политическом и особенно в экономическом плане. Но появились алармистские прогнозы, что может стать горячо вплоть до военного противостояния. Ведь из пророссийского анклава даже по обыкновению прозвучало: «Путин, помоги!». Впрочем, это не спланированное гибридное наступление Кремля, а наоборот – громкая реакция на активные действия в последнее время со стороны Кишинева по реинтеграции отколовшегося региона.
Копилка конфликтов уже изрядно наполнилась. Последним поводом для пикировок стала организация в Приднестровской Молдавской республике избирательных участков по выборам президента России. Кишинев заявил протест, указав российскому послу, что подобные действия «нарушают нормы и принципы международного права, а также подрывают суверенитет и территориальную целостность Молдовы».
Россия ответила заявлением официального представитель МИД Марии Захаровой, что в Молдове проживает около 250 тысяч российских граждан, из которых порядка 220 тысяч – на левом берегу Днестра:
«Организация голосования только на базе посольства России в Кишиневе лишила бы подавляющее большинство проживающих в Молдове россиян, обладающих правом голоса, возможности осуществить волеизъявление, гарантированное им Конституцией Российской Федерации. Это означало бы массовое нарушение прав человека и норм демократии, к которой «на словах» так стремится режим Санду».
Уровень напряженности отношений между Москвой и Кишиневом иллюстрирует хотя бы конфронтационное слово «режим» в отношении нынешних властей Молдовы. В свою очередь ее президент Майя Санду анонсировала ответные меры. Скорее, всего они будут направлены на усиление торгово-экономического нажима на ПМР.
Именно о таком давлении и об упомянутых более чем 200 тысячах россиян говорилось в заявлениях, принятых в конце февраля на съезде депутатов всех уровней Приднестровья. Было сказано, что «Молдова фактически развязала против нашего народа экономическую войну, намеренно создавая предпосылки для многомиллионного дефицита бюджета и катастрофического снижения торговли». И при этом Кишинев «осуществляет ускоренную милитаризацию».
К российским властям было принято обращение с просьбой «о реализации дипломатических мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы с учетом факта постоянного проживания на территории Приднестровской Молдавской Республики более 220 тысяч граждан России и уникального положительного опыта российского миротворчества на Днестре, а также статуса гаранта и посредника в переговорном процессе».
Накануне съезда некоторые аналитики полагали, что он созван, чтобы адресовать иную просьбу Кремлю – о вхождении Приднестровья в состав России. На такой прогноз наводил тот факт, что предыдущий съезд проходил почти 20 лет назад. И как ружье на театральной сцене с 2006 года висят результаты референдума о независимости ПМР с последующим ее вхождением в состав Российской Федерации (97,1% «за»).
Однако в итоге заявления съезда приднестровских депутатов больше походили на отчаянную жалобу. Причем насчет негативных последствий экономического давления со стороны Молдовы они обратились не только к России, но и к различным международным структурам – от Европарламента до ООН.
Главной целью Тирасполь и Москва в унисон называют возвращение к свернутому переговорному процессу в формате «5+2» (Молдовы, Приднестровья, ОБСЕ, Российской Федерации и Украины, Европейского Союза и Соединенных Штатов). Между тем, Молдова форсированно взяла курс на вступление в Евросоюз и действительно активизировала политику реинтеграции с помощью экономических и юридических методов нажима. Очевидно, что используется момент, когда Москва ограничена в своем влиянии на ситуации вокруг ПМР из-за затянувшейся войны против Украины. Тем более что при определенных раскладах помочь Кишиневу смогли бы и ВСУ, ведь Приднестровье — это головная боль касаемо сферы национальной безопасности в том числе и для Киева.
Проблемы в Приднестровье начались как раз 24 февраля 2022 года. До войны Украина несмотря на хилый международно-правовой статус ПМР входила в тройку ее крупнейших экономических партнеров (отметим при этом, что в экономических реалиях Приднестровья до последнего времени была огромна контрабандная составляющая).
Примерно четверть приднестровского товарооборота приходилась на Украину. Но с началом войны Украина заблокировала границу с Приднестровьем (здесь дислоцированы полторы тысячи российских военных). Вместе с тем более чем на 20% сократился товарооборот ПМР с Россией (к слову, тамошний газ Приднестровье получает бесплатно).
Дело в том, что торговля с РФ велась и через украинскую территорию. После этого свободным коридором оставалась только Молдова. Но с конца прошлого года она постепенно стала подвергать санкциям приднестровский экспорт и обложила пошлинами импорт туда. Все это аукается ростом цен и потерями приднестровского бюджета.
Такие действия не случайно совпали с курсом на вступление в Евросоюз, для которого вряд ли приемлем вариант принятия Молдовы и Украины с сепаратистскими территориями и в придачу с размещенным там российским военным контингентом. Нельзя исключать и того, что к экономическому принуждению Кишинев через какое-то время может задействовать и милитари-инструментарий.
Российская группировка в ПМР не такая многочисленная, со старым вооружением и отрезана от снабжения. Но молдавская армия в плане боеспособности слаба. В этом контексте обращает на себя внимание мартовское соглашение в оборонной сфере между Молдовой и Францией. Париж развернет в республике военную миссию с обучением местных армейцев.
В любом случае результативность политики реинтеграции Приднестровья в Молдову – вопрос не скорого времени. Тем более что в обществе большого запроса на такой акт нет. А в электоральном плане это добавит рисков для проевропейских сил, так количество избирателей вырастет за счет пророссийского приднестровского населения.
Майю Санду и так этой осенью ожидают непростые президентские выборы. Переизбрание под большим вопросом. Их шансы с бывшим президентом, лидером партии социалистов Игорем Додоном, согласно опросам, примерно равны. И, можно не сомневаться, что Россия попытается поспособствовать додоновскому реваншу с последующим замораживанием идеи вступления Молдовы в ЕС.