«Обновить Европу»: может ли коалиция Макрона выиграть выборы в Европарламент?
В июне 2024 года пройдут выборы в Европарламент. По результатам опросов центристская коалиция президента Франции Эмманюэля Макрона Renew отстает от ультраправых из партии «Национальное объединение» почти на 10%. Сможет ли президент переломить ситуацию и обеспечить своей коалиции победу, или его время прошло?
Стремясь преодолеть отставание от ультраправых, президент Макрон сделал центральным элементом предвыборной кампании украинский вопрос в попытках выставить «Национальное объединение» «союзником» российского президента Владимира Путина. Так, в середине марта 2024 года во французском парламенте прошло голосование по вопросу заключения соглашения о безопасности с Украиной, призванного поддержать Киев в войне с Россией. В пользу соглашения проголосовали 372 депутата парламента, в то время как против выступили 99, а еще 106 воздержались или отсутствовали.
Наибольшую оппозицию соглашению составили ультралевые из партии «Непокоренная Франция» Жана-Люка Меланшона, проголосовавшие против, а также ультраправые из «Национального объединения», которые воздержались. Само собой, представители макроновской партии «Возрождение», которая является главным участником центристской коалиции Renew Europe («Обновить Европу») в Европарламенте, не могли не воспользоваться этим шансом, чтобы раскритиковать своих политических противников.
По словам представителя «Возрождения» и главы организации франко-украинской дружбы Бенджамина Хаддада, голосование в парламенте было задумано как возможность «прояснить» позицию каждой партии насчет поддержки Киева. И своими действиями «Непокоренная Франция» и «Национальное объединение» «подтвердили свою приверженность позиции Кремля», заявил он.
«Мы обязаны сделать это перед всеми нашими французскими согражданами, которые должны знать без какой-либо двусмысленности позицию каждой партии насчет поддержки Украины и осуждения России», — заявил в парламенте премьер-министр Франции Габриэль Атталь. «Голосовать против — значит дать Владимиру Путину все аргументы и сигнал, на которые он надеется и которых он ждет».
А глава фракции Renew Europe в Европарламенте Валери Айе и вовсе сравнила ультраправого политика и экс-лидера «Национального объединения» Марин Ле Пен с французским премьером Эдуардом Даладье, который в 1938 году подписал Мюнхенское соглашение с фюрером Третьего Рейха Адольфом Гитлером, передав ему Судетскую область Чехословакии. «Те же слова, те же аргументы, те же споры. Мы сейчас в Мюнхене в 1938 году», — заявила она.
Лидер фракции Renew Europe в Европарламенте Валери Айе
«В некоторых своих действиях «Национальное объединение» выступает как представитель Москвы», — добавила к словам Айе депутат Европарламента от Renew Мари-Пьер Ведренн. «Если бы мы прислушивались к «Национальному объединению», то Франция покинула бы ЕС, мы были вакцинировались «Спутником» и поддержали Россию» против Украины, заявила она.
Сам же президент Макрон, который всего два года назад призывал союзников по НАТО не «унижать» Россию, сейчас пытается представить будущие выборы в Европарламент как экзистенциальную борьбу за судьбы Европы и важнейший фактор в российско-украинской войне. Он стал использовать ранее нехарактерную для себя «ястребиную» и антироссийскую риторику, говоря, в том числе, о том, что не исключает отправки войск западных стран на территорию Украины.
Так, в феврале этого года Макрон заявил, что «консенсус» между лидерами стран НАТО насчет отправки войск на территорию Украины «официально» отсутствует, но «ничто не исключено». В дальнейшем в интервью на французском телевидении он снова не исключил отправки западных войск и сказал о том, что российско-украинская война является экзистенциальной угрозой для Европы.
«Если бы Россия победила, жизнь французов изменилась бы, — подчеркнул президент. — У Европы больше не было бы безопасности».
Макрон добавил, что установление каких-либо ограничений на то, как западные страны могут отреагировать на действия России, означало бы «выбор в пользу поражения».
Президент Франции Эмманюэль Макрон
Однако пока ястребиная риторика французского президента и его стремление выставить ультраправых «союзниками Путина» работает против него, причем как за рубежом, так и внутри страны. Союзники Франции по НАТО четко заявили, что не собираются отправлять свои войска на территорию Украины. «На украинской земле не будет ни сухопутных войск, ни солдат, отправленных туда европейскими странами или государствами НАТО», – подчеркнул канцлер Германии Олаф Шольц.
Внутри страны же рейтинг одобрения Макрона, по данным The New York Times, составляет не более 29%. А опросы общественного мнения показывают, что на выборах в Европарламент «Национальное объединение» обойдет Renew как минимум на 10% голосов. Так, по результатам недавнего исследования, которые приводит POLITICO, французские ультраправые наберут 30% голосов против 21% у коалиции Макрона.
Более того, сами союзники французского президента откровенно сомневаются в том, что его упор на идеологическую борьбу с ультраправыми поможет ему выиграть выборы. Центристский политик, экс-министр юстиции и один из первых сторонников Макрона Франсуа Байру заявил, что крайне правые не должны быть «единственной темой предвыборной кампании», добавив, что решение сосредоточить столько внимания на «Национальном объединении» было для них «подарком».
Что касается самих ультраправых, то они отвергли все обвинения Макрона в «союзе» с Путиным. Марин Ле Пен раскритиковала заявления президента об отправке войск на территорию Украины как циничный шаг, призванный драматизировать то, что поставлено на карту на выборах в Европарламент. Себя же она представила защитницей мира.
Ле Пен также охарактеризовала голосование по вопросу соглашения с Украиной как «недостойный выбор, который вы хотите навязать: либо выбираете Макрона, либо дружите с Путиным. Она назвала это «презренным», прежде чем обвинить президента в том, что он устроил голосование по политическим мотивам и «пытается извлечь выгоду из страданий Украины».
Кроме того, Ле Пен обратилась к экономическим вопросам, которые на самом деле волнуют французов, и раскритиковала планы Макрона по реформированию рынка труда. «В безработице виноваты не безработные, а такие политики, как вы, и деструктивные экономические модели, которые вы навязываете, в противовес любому здравому смыслу», — заявила она.
Председатель фракции «Национального объединения» во французском парламенте Марин Ле Пен
А лидер «Национального объединения» Жордан Барделла также раскритиковал политику президента, сделав упор в своей предвыборной кампании на протекционизм и борьбу с иммиграцией. Он назвал будущие выборы в Европарламент референдумом против иммиграции, предложив создать «двойную границу: национальную и европейскую». Барделла также призвал правых и левых избирателей голосовать за «Национальное объединение».
И, судя по результатам опросов, ультраправые оказались правы, сделав в своей предвыборной кампании упор на внутриполитические вопросы, которые действительно волнуют французов, что показывают недавние массовые протесты фермеров, бравших Париж в блокаду. В то время как президент Макрон поступил как многие политики, теряющие популярность перед концом своей власти – попытался перевести внимание граждан на внешние вопросы, которые, хотя и важны, отступают на второй план перед экономическим кризисом и безработицей.
Сторонники Макрона надеются, что ему все же удастся переломить ситуацию и вновь получить голоса избирателей, когда он лично вступит в предвыборную борьбу, скорее всего, прямо перед выборами в июне. Однако это может иметь и противоположный эффект. «Он (Макрон) имеет парадоксальное влияние; он способен мобилизовать сторонников, но в то же время он сам дает аргументы, чтобы люди голосовали против него, за Барделлу», — сказал социолог OpinionWay Бруно Жанбар.
Однако пока опросы общественного мнения говорят о том, что даже личного вовлечения теряющего популярность Макрона может быть недостаточно для того, что принести Renew победу. Более того, поскольку сейчас он занимает пост президента во второй раз и больше не сможет баллотироваться, многие, включая саму Ле Пен, рассматривают июньские выборы в Европарламент как репетицию президентских выборов во Франции в 2027 году. И если сейчас ультраправые победят на выборах, у них будут хорошие шансы впервые привести своего кандидата в президентское кресло и кардинально изменить французскую политику. Благодаря «умелой» предвыборной кампании Макрона у них есть все возможности сделать это.