Блинкен улетел ни с чем: Китай пытается обойти США сбоку
Провальная поездка госсекретаря Блинкена в Пекин показала, что у Штатов не так много способов заставить Китай прекратить поддерживать Россию. В ответ Си Цзиньпин старается не обращать внимание на угрозы и пытается задобрить союзников американцев.
Широко разрекламированный двухдневный визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай должен был решить одну задачу — отговорить Пекин от поддержки России в войне с Украиной. США неоднократно обвиняли Китай в поставках россиянам военных технологий, в ответ китайские власти категорически отрицали любые обвинения. Для убедительности доводов американский Конгресс начал рассматривать законопроект, который предполагает санкции против «любой китайской компании», помогающей российскому ВПК.
Для Блинкена это был второй менее чем за год визит в Китай. Такие частые визиты стали возможны после договоренности между Джо Байденом и Си Цзиньпином, которые обязались поддерживать открытыми контакты на высоком уровне во время личной встречи в Сан-Франциско в прошлом ноябре. Перед апрельским визитом Блинкена Пекин посетила министр финансов США Джанет Йеллен, а глава Пентагона Ллойд Остин провел переговоры со своим китайским коллегой Дун Цзюнем.
Настрой госсекретаря перед поездкой был совсем не миролюбивый: «Мы видим, как Китай делится станками, полупроводниками и другими предметами двойного назначения, которые помогли России восстановить оборонно-промышленную базу, деградации которой так сильно помогли санкции и экспортный контроль. Теперь, если Китай, с одной стороны, заявляет о желании хороших отношений с Европой и другими странами, то, с другой стороны, он не может подпитывать самую большую угрозу европейской безопасности со времен окончания Холодной войны».
По приезде в США Джанет Йеллен уже пригрозила, что китайские компании и банки, обслуживающие транзакции, связанные с поставками продукции двойного назначения в Россию и не только, рискуют попасть под американские санкции. Наконец, за несколько дней до визита Конгресс поддержал законопроект о военной помощи Тайваню — очень болезненный вопрос для Пекина, который называет вмешательство США в его отношения с Тайбэем «красной линией». Кроме того, негативно в Китае отнеслись и к закону о принудительной продаже TikTok.
Все это привело к тому, что Блинкена в Пекине ожидал холодный прием, а приветственные слова министра иностранных дел КНР Ван И более походили на список претензий Пекина Вашингтону. Спустя пять с половиной часов переговоров Блинкен ответил тем же: «Я повторил нашу серьезную обеспокоенность по поводу поставок КНР компонентов, которые подпитывают агрессию России против Украины. Мы полностью готовы принимать меры, если с китайской стороны не последуют действия». Что выглядит как нарушение дипломатического протокола.
Хотя краткая встреча с Си Цзиньпином прошла в более спокойной атмосфере, визит американского дипломата выглядел как жесткое предостережение Вашингтона, что администрация Байдена не ограничится только грозной риторикой. Китайский МИД заявил, что США лицемерят, когда помогают Украине и при этом необоснованно осуждают нормальные торговые отношения России и Китая. По прилете в Вашингтон Блинкен вдогонку обвинил Китай в попытках повлиять на предстоящие американские выборы президента и вмешаться в них.
Откровенно провальные переговоры Блинкена показали, что у стран осталось не так много сфер сотрудничества, которые могли бы вывести отношения из тупика санкционной войны и взаимного недоверия. В этой ситуации Китай предпочитает действовать ассиметрично и противостоять давлению США, делая ставку на прагматичные отношения с их союзниками и партнерами. Для этого Си Цзиньпин отправился в редкую зарубежную поездку — целое европейское турне с визитами во Францию, Венгрию и Сербию.
Европейские страны выглядят двусмысленно, оставаясь на стороне американцев в их технологическом противостоянии с Китаем, одновременно развивая с ним торговые отношения. Ранее президент Франции Эммануэль Макрон заявил о необходимости стратегической автономии Европы — и французско-китайские переговоры станут своеобразным тестом способности европейских политиков выстраивать собственную повестку в отношениях с Пекином. К тому же председатель КНР ожидает, что ЕС не станет блокировать китайские инвестиции, которые, в свою очередь, необходимы европейской экономике, переживающей трудные времена.
Жесткие ограничения Белого дома не поддерживает и крупный бизнес: например, глава Tesla Илон Маск демонстративно посетил Пекин и встретился с премьером Госсовета КНР Ли Цяном, а также договорился о сотрудничестве с Baidu в разработке картографических и навигационных систем. Санкции на экспорт высоких технологий против Китая не оправдали ожидания: несмотря на ограничения, китайским компаниям удается разрабатывать процессоры и системы ИИ, которые конкурентоспособны на мировом рынке.
На совместной пресс-конференции в Париже Са Цзиньпин заявил, что Китай «не является ни создателем этого кризиса, ни его стороной, ни участником. Мы выступаем против использования кризиса [в Украине] для того, чтобы возложить ответственность на третью страну, запятнать ее имидж и спровоцировать новую Холодную войну». Журналисты восприняли комментарий китайского лидера как внятный ответ Блинкену и намек, что угрозы Вашингтона безосновательны.
В сложившейся ситуации у Штатов остается единственный действенный инструмент давления на Китай — это введение блокирующих санкций против китайских банков, которых подозревают в контактах с Россией. В таком случае они будут отрезаны от доступа к доллару, что может нанести существенный ущерб китайской экономике. В условиях замедления экономического роста для Китая подобная мера станет катастрофической. Однако этот шаг нанесет не только экономический, но и политический урон США. В Вашингтоне это понимают и предпочитают продолжать медленно давить на Пекин до президентских выборов.