Талибы нравятся Москве: Россия на пути признания «Талибана»
Признание Россией афганского правительства упирается в многолетнюю проблему: формально «Талибан» до сих пор считается террористической организацией. Война в Украине и приход талибов к власти значительно изменили отношение Москвы к группировке.
В конце мая Министерство иностранных дел и Минюст России доложили Владимиру Путину, что движение «Талибан» можно исключить из списка террористических организаций. Сам Путин признал, что «Талибан» — действующая власть в Афганистане, с которой «надо выстраивать отношения». Глава МИД Сергей Лавров подчеркнул, что исключение «Талибана» из списка террористов — это отражение реальности, и напомнил, что Совет Безопасности ООН не объявлял организацию террористической.
У Совбеза ООН есть сводный перечень людей и группировок, которые попадают под те или иные санкции организации. Также специальные комитеты при Совете создают собственные перечни, отдельный орган по «Талибану» был создан в 2011 году. В этом перечне перечислены 135 физических лиц и пять структур, связанных с «Талибаном». В списке самого Совбеза организация не значится.
Впервые санкции против «Талибана» Совбез ООН ввел в 1999 году, после взрывов посольств в Танзании и Кении. Санкции ужесточили в 2001 году, и наравне с «Талибаном» в резолюции Совета появилась «Аль-Каида» с ее лидером бен Ладеном. Отношение к «Талибану» менялось, и в 2011 году Совбез разделил санкции против двух организаций на два разных режима и создал для каждой группировки отдельный комитет.
Не стали объявлять талибов террористами и США: американцы не хотели прекращать дипломатические контакты с фактическим руководством Афганистана. Все попытки конгрессменов вносить законопроекты о признании «Талибана» террористами были безуспешны. Так же поступали и другие западные страны, Канада — редкое исключение из этого списка. Россия признала «Талибан» террористической организацией в 2003 году.
В то время талибов обвиняли в связях с чеченскими сепаратистами, а также попытках захватить власть в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. С тех пор российские чиновники неоднократно контактировали с представителями движения, а после захвата власти талибами в Афганистане в 2021 году вопрос о международном признании нового правительства стал дипломатической проблемой.
Для «Талибана» международная поддержка важна, поскольку внутри движения существует много разногласий. Например, в последние годы обострились противоречия между основным «Талибаном» и «сетью Хаккани» — радикальной группировкой, которая хочет выйти из состава движения. Кроме того, в Афганистане у талибов есть прямые оппоненты — это «Вилаят Хорасан», организация, которая взяла на себя ответственность за теракт в Крокус Сити Холле».
Значительное снижение террористической деятельности талибов связано с изменением статуса группировки: если ранее «Талибан» атаковал союзнические силы в стране и конфликтовал с центральным правительством, то после захвата власти главной задачей талибов стало выживание собственного режима. Руководство организации опасается, что в случае резонансных терактов западные страны могут снова начать военные действия.
Для России исключение «Талибана» из списка террористов — не только символический жест, но также попытка сохранить свое влияние в Центральной Азии, которое снизилось после вторжения в Украину. Угроза Афганистана для региона всегда стояла очень остро, и контакты россиян с талибами показывают остальным, что Россия может выступать в роли посредника и регулировать споры, возникающие с «Талибаном».
В последние годы Москва пыталась получить выгоду от ухода западной коалиции из Афганистана. Однако здесь россияне столкнулись с интересами Китая и Пакистана, который во многом контролирует талибов. Россия ограничена в возможностях влиять на группировку, и попытки вовлечь в эти контакты Индию показывают, что талибы могут умело использовать интересы различных стран, получая экономическую помощь от Китая, внешнеполитическую — от Пакистана. Вопрос в том, что может предложить Россия и получить взамен.