To reset your password, please enter your email address or username below.

Марин Ле Пен готова брать власть: Франция разочаровалась в Макроне

Выборы в Европарламент стали наглядным подтверждением многолетних прогнозов экспертов о быстром росте популярности ультраправых. Вырвавшись из политического гетто, они становятся элитой в европейских странах. Результаты французских крайне правых так напугали Елисейский дворец, что Макрон пошел на экстраординарный шаг — роспуск парламента.

9 июня в телеобращении к нации президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что распускает парламент страны, или Национальную ассамблею, и назначает внеочередные выборы на 30 июня и 7 июля. Причиной этого исключительного шага стали итоги выборов в Европарламент: на них лидирует ультраправое «Национальное объединение» во главе с молодым лидером Жорданом Барделлой. Для Франции такая ситуация — экстраординарная: последний раз нижнюю палату парламента распускал Жак Ширак в 1997 году.

«В конце этого дня я не смогу сделать вид, что ничего не произошло. К этой ситуации добавляется лихорадка, которая охватила общественные и парламентские дебаты в нашей стране в последние годы», — сокрушался президент. Барделла был рад решению своего политического конкурента: «Мы торжественно просим его констатировать эту новую политическую реальность… и организовать новые парламентские выборы», — заявил он перед сторонниками своей партии.

Для французов эти выборы стали неожиданно популярными. На избирательные участки пришло 52,5% избирателей, чего не наблюдалось в стране с 1994 года. Такая активность не принесла ничего хорошего ни макронистам, ни левым: по предварительным итогам, «Национальное объединением» (Барделла») получило 32,4%, президентская коалиция «Возрождение (14,6%),  Социалистическая партия (Рафаэль Глюксман) — 14,3%, «Непокорившаяся Франция (Манон Обри) — 8,3%, «Республиканцы» (Франсуа-Ксавье Беллами) — 7%.

Таким образом, правые и крайне правые могут получить более 40 мест в Европарламенте, левые и крайне левые — 26, а правительственная коалиция получит не более 14 мест. Теперь в Елисейском дворце настало время искать виновных. По данным BFMTV, премьер-министр Франции Габриэль Атталь просил Макрона принять его отставку вместо роспуска парламента. Ведь именно Атталь шел во главе партийного списка. Но президент не согласился, как и не стал уходить в отставку сам, хотя такой сценарий он обсуждал со своим близким окружением.

По словам источника в президентском окружении, отставка президента — это не политическое табу, но инструмент крайнего случая, чтобы не допустить к власти ультраправых. Уже не раз в истории Пятой республики французы оказывались перед выбором между крайне правыми и другими: Жан-Мари Ле Пен и его дочь Марин Ле Пен так и не смогли попасть в Елисейский дворец, проигрывая во втором туре, но от своих амбиций не отказываясь. «Мы готовы взять власть в свои руки, раз французы нам доверяют», — заявила Марин Ле Пен.

Однако для левых решение Макрона стало настоящим шоком. Главная претензия — это сдача позиций: Макрон смог победить Марин Ле Пен на президентских выборах как кандидат, защищающий страну от ультраправых. Даже такие ошеломительные результаты ее партии не требовали незамедлительного роспуска парламента. Теперь же с крайне неважными итогами президентская коалиция может провалиться второй раз за месяц, а «Национальное объединение» лишь упрочит свои позиции.

В этой обстановке молчание сохраняли сторонники Макрона. Лишь министр экономики Брюно Ле Мэр заметил, что предстоящие выборы пройдут с «тяжелейшими последствиями за все время существования Пятой республики». Расчет их лидера неясен: будет ли он прикрываться левыми, напугав их перспективой крайне правого парламента, или станет делиться властью со сторонниками Ле Пен, чтобы показать их неумение управлять страной, или же добиться примерно той же расстановки сил, добавив голосов своим центристам.

Политическая элита страны находятся в растерянности, поскольку такого шага президента не ожидали ни его союзники, ни его оппоненты. Со стороны роспуск парламента выглядит как игра ва-банк: после скандальных реформ его второго срока президентская партия получила вотум недоверия французов. До президентских выборов остается три года, и этот фактор сильно влияет на поведение всех партий. Для Макрона этот период — последняя попытка завершить начатое и оставить то наследие, которое не будет отменено его сменщиком.

Барделла считает, что в случае получения заветного парламентского большинства его партия вернется к пересмотру многих решений правительства Макрона, которые вызвали такое негодование в обществе. В первую очередь — это пенсионная реформа, которая вызвала шквал критики в мае прошлого года и привела к миллионным забастовкам профсоюзов. Для Макрона эта ситуация окажется концом всего макронизма — он потеряет рычаги влияния на парламент, а во главе правительства будет вынужден поставить представителя ультраправых.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020