Бесславные выборы во Франции: Ле Пен не победила, Макрон не проиграл
Итоги парламентских выборов во Франции оказались неожиданными для всех и в том числе для победителей. Национальная ассамблея превратилась в «подвешенный» парламент, где ни у одной из партий не будет большинства.
Прошедший 7 июля второй тур выборов в Национальную ассамблею обернулся сенсационным поражением «Национального объединения». Партию Марин Ле Пен и ее протеже Жордана Барделла обошли соперники: левые из «Нового народного фронта» и правительственная коалиция «Вместе». Несмотря на опросы общественного мнения, которые прочили ультраправым чуть ли не абсолютное большинство в парламенте (289 мест), те еле смогли набрать 150 мандатов.
Хотя левые и центристы предприняли все усилия, чтобы помешать лепенистам, победу у ультраправых отобрала сама избирательная система во Франции. Двухступенчатая мажоритарная схема подразумевает соревнование кандидатов не по партийным спискам, а в каждом округе. Таким образом, еще в первом туре левые и центристы договорились снимать своих кандидатов, чтобы помешать ультраправым добиться победы на местах во втором.
Если бы голосование проходило по партийным спискам без деления на округа, то «Национальное объединение», несомненно, заняло первое место. По данным МВД Франции, за партию Марин Ле Пен проголосовало 10 110 090 человек (32,05% избирателей). У «Нового народного фронта» — 7 414 923 голосов (25,68%), у правительственной коалиции — 6 572 748 (23,15%). В итоге никто из ведущих политических сил не смог достичь абсолютного большинства.
Политологи предрекают Франции «бельгийский сценарий»: нестабильный парламент и министерскую чехарду. По французским законам, распустить парламент будет невозможно следующий год — и впереди еще три года до президентских выборов. В этой ситуации силы ультраправых, левых и центристов в Национальной ассамблее примерно равны, но антипатии между ними настолько высоки, что есть риск паралича всей парламентской системы.
Несмотря на победу и название, «Новый народный фронт» не выглядит сплоченной структурой. Хотя лидер «Непокорившейся Франции» Жан-Люк Меланшон заявил об оглушительной победе коалиции, крайне левые не улучшили свои показатели, а первое место «Фронт» получил скорее благодаря умеренным левым центристам. Разнородность коалиции не имела значения перед вторым туром, когда нужно было победить ультраправых, но теперь противоречия между членами «Фронта» будут только нарастать.
Вопросом остается и судьба самого правительства. Премьер-министр Габриэль Атталь сразу после выборов подал в отставку. Президент Макрон ее не принял, объяснив, что премьеру необходимо продолжить работу ради стабильности кабинета — впереди Олимпийские игры, о безопасности которых беспокоятся все. По традиции, правительство проигравшей партии уходит в отставку, но президентская коалиция не провалилась на выборах. Предыдущий премьер Элизабет Борн также хотела уходить, но проработала еще полтора года до назначения Атталя.
Тем не менее судьба Атталя под вопросом, поскольку левая коалиция сильно помогла макронистам во втором туре. В ответ представители левых могут занять парламентские комиссии, некоторые министерские посты и даже претендовать на премьерское кресло. Такая ситуация «сожительства» уже случалась во время второго президентского срока Жака Ширака. На этот раз о своих премьерских амбициях не раз говорил Меланшон, но его назначение маловероятно — скорее это может быть умеренный левый.
Для самого Макрона затея с роспуском Национальной ассамблеи оказалась не такой провальной, как рассчитывали эксперты. Центр сохранил 163 места и теперь может искать потенциальных союзников из числа малых партий как слева, так и справа. Например, из числа умеренных левых, социалистов, «Республиканцев» и прочих. Обещанный политологами кризис режима и даже его смена так и не наступили — вместо этого французов ждет трехлетие изнуряющих споров и политического застоя.