Для сброса вашего пароля необходимо ввести ваш email или имя пользователя ниже.

90 дней жизни: как пало правительство Мишеля Барнье во Франции

В начале декабря депутаты французского парламента большинством голосов поддержали вотум недоверия правительству Мишеля Барнье, вновь погрузив страну в очередной политический кризис. Кабинет министров Барнье не проработал и трех месяцев, а сам он стал самым недолговечным премьером в истории Французской Республики. Почему французское правительство пало, какую роль в этом сыграли ультраправые Марин Ле Пен, и что будет дальше?

4 декабря депутаты французского Национального собрания большинством голосов (331 голос при необходимых 289) поддержали вотум недоверия правительству Мишеля Барнье. После этого кабинет министров подал в отставку, не проработав и трех месяцев, а Барнье стал самым недолговечным премьер-министром в истории Пятой Французской Республики. Он находился на посту лишь 90 дней.

Сам Барнье обвинил депутатов в безответственности за то, что они позволили его правительству пасть. «Я не могу согласиться с тем, что дестабилизация [государственных] институтов может стать целью, которая объединяет большинство законодателей в тот момент, когда наша страна столкнулась с серьезным моральным, экономическим, финансовым и гражданским кризисом», — заявил он перед голосованием в парламенте. А уже после неудачного для него голосования премьер, по словам источника Politico, сказал министрам своего правительства, что с «этим [Национальным] собранием невозможно работать». «Я искренне желаю следующему правительству удачи», — добавил он.

Однако если кто и виноват в том, что Барнье не смог сработаться с Национальным собранием, то только человек, который и назначил его на пост премьера в сентябре этого года – президент Франции Эмманюэль Макрон. Ведь именно Макрон в июне неожиданно решил провести внеочередные парламентские выборы после поражения своей центристской коалиции на выборах в Европарламент. По иронии судьбы, так он хотел укрепить поддержку центристов в Национальном собрании.

Однако по результатам выборов пропрезидентская коалиция «Вместе за Республику» (Ensemble) утратила 76 мест в парламенте, а победу одержал левый «Новый народный фронт» (NFP) с 188 местами. Ультраправые Марин Ле Пен из партии «Национальное объединение» (RN) также укрепили свое положение, набрав 142 места. В итоге парламент оказался разделен между тремя политическими силами, ни одна из которых не получила абсолютного большинства, и погряз в спорах вместо решения назревших проблем страны.

А в сентябре, после двух месяцев «политического паралича», Макрон назначил премьер-министром опытного консервативного политика и бывшего переговорщика ЕС по Брекситу Мишеля Барнье. Главной задачей нового главы правительства, которая в итоге и привела к его падению, стало принятие бюджета на 2025 год. В рамках сокращения дефицита бюджета (который, по прогнозам, может составить 6,1% ВВП Франции за этот год) Барнье планировал поднять налоги и сократить государственные расходы на сумму 60 млрд евро.

Однако подобные радикальные предложения не понравились ни одной из политических сил, включая даже промакроновскую коалицию, которая и обеспечивала поддержку правительству. В итоге после нескольких недель споров насчет бюджета 2 декабря Барнье, который так и не смог провести через парламент законопроект о сокращении бюджета фонда социального страхования, применил статью 49.3 Конституции страны. Согласно этой статье, правительство под свою ответственность может принимать законы, в первую очередь касающиеся госбюджета, игнорируя мнение Национального собрания. Но есть одно «но»: у депутатов в такое случае есть право проголосовать за вотум недоверия кабинету министров. И 4 декабря, впервые с 1962 года, так и произошло – парламент большинством голосов вынес вотум недоверия правительству Барнье.

Причем против кабинета министров выступили как ультралевые, так и ультраправые, которые совместно проголосовали за вотум недоверия. «Обстоятельства вынуждают нас голосовать с крайне левыми […] Мы просто используем это как инструмент, чтобы остановить этот токсичный бюджет», — сказала по этому поводу лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен.

По еще одной иронии судьбы, именно в качестве компромисса с ультраправыми Макрон во многом и остановился в сентябре на кандидатуре консерватора Барнье. Поскольку Ле Пен активно участвовала в переговорах по поводу назначения нового премьера, считалось, что она не заинтересована в столь быстром падении правительства и удовольствуется возможностью оказывать решающее влияние на его политику. Однако этого лидеру «Национального объединения» явно оказалось мало.

И во время обсуждения проекта бюджета на 2025 года, по словам источника Politico, несмотря на то, что правительство Барнье постоянно шло на уступки ультраправым, Ле Пен неоднократно меняла условия, на которых она готова была поддержать этот проект. «Условия Ле Пен постоянно менялись, — заявил один из министров правительства Politico, — в воскресенье она представила уже семнадцатую версию своих требований. Премьер-министр отреагировал в понедельник, и этого снова оказалось недостаточно».

В правительстве Барнье считают, что Ле Пен стремилась к тому, чтобы сделать политическую ситуацию в стране более хаотичной. Ведь падение правительства ввергнет Францию в политический и финансовый кризис, и еще больше обрушит рейтинг президента Макрона, что может в итоге привести к его отставке и внеочередным выборам, на которых у Ле Пен есть все шансы одержать победу. Кроме того, лидер «Национального объединения» никак не могла поддержать планы Барнье по сокращению госрасходов, поскольку они затрагивали пенсии – а именно избиратели старшего возраста могут сыграть решающую роль в ее возможной победе на следующих президентских выборах.

В результате благодаря неожиданному союзу между ультралевыми и ультраправыми правительство Барнье пало. И хотя Барнье остался на посту в качестве и.о. премьера до назначения нового кабинета министров, перед президентом Макроном встала задача как можно скорее найти нового главу правительства, чтобы все же принять бюджет на следующий год и избежать ухудшения политического кризиса. Однако, как показывает пример самого Барнье, эта задача отнюдь не будет легкой.

«Франция… вступает в новую эру политической нестабильности», — отметила старший экономист по Франции и Швейцарии банковской группы ING Шарлотта де Монпелье — Президенту Эмманюэлю Макрону придется назначить нового премьер-министра, который должен будет сформировать новое правительство. С учетом того, что Национальное собрание крайне поляризовано и разделено на три основных лагеря – левых, право-центристов и ультраправых, – найти премьера, против которого сразу же не вынесут вотум недоверия, будет крайне сложно, — рассказала она, — поэтому вполне вероятно, что Франция останется без правительства на несколько недель, если не месяцев».

И Макрон уже начал вести переговоры с разными политическими партиями о кандидатуре нового премьера. Так, 9 декабря он встретился с лидерами «Зеленых» и Коммунистической партии, входящих в «Новый народный фронт», и независимой центристской парламентской группы Liot. Правда, ультралевые из «Непокоренной Франции», которые также входят в «Новый народный фронт» и набрали больше всего голосов в рамках коалиции на прошедших выборах, отказались от встречи с президентом и призвали его уйти в отставку.

Что же касается непосредственно кандидатур на пост нового премьера, то чаще всего звучат имена министра обороны Себастьяна Лекорню, давнего соратника Макрона, занимающего свой пост еще с 2017 года, и лидера правоцентристского «Демократического движения» Франсуа Байру, ветерана французской политики под стать Мишелю Барнье, трижды неудачного участвовавшего в президентских выборах. Также называются кандидатуры министра внутренних дел Брюно Ретайо, известного своей жесткой позицией по вопросу борьбы с нелегальной иммиграцией, и экс-премьера при президенте Франсуа Олланде, социалиста Бернара Казнева.

По словам источника AFP, Макрон недавно встречался с Байру в своей резиденции, что может говорить о том, что президент всерьез рассматривает его кандидатуру на пост нового премьера.

Первые три политика приемлемы для ультраправых Ле Пен, однако в случае назначения они вполне могут повторить судьбу Барнье. То есть будут оставаться у власти, лишь пока выполняют требования «Национального объединения», и находиться под постоянной угрозой падения своего правительства. И хотя Ле Пен заявила, что после назначения нового премьер-министра ее партия «даст ему возможность поработать» и поможет создать «бюджет, который устроит всех», она также сказала, что «Национальное объединение» может еще раз вынести вотум недоверия правительству.

В этой ситуации лучшим выходом для Макрона было бы передать формирование правительства в руки тех, кто выиграл прошедшие парламентские выборы – то есть левых из «Нового народного фронта». В результате новый кабинет министров могла бы поддержать как крупнейшая политическая сила в парламенте, так и, возможно, промакроновская центристская коалиция, что позволило бы ему принять бюджет на 2025 год, несмотря на сопротивление ультраправых, и избежать судьбы правительства Барнье.

И заявления лидера Социалистической партии Оливье Фора о том, что он готов обсудить компромисс с Макроном, говорят о том, что умеренные левые вполне могут поддержать правительство, сформированное с учетом их интересов. Однако французский президент, боящийся, что левое правительство может пересмотреть то, что он считает своим политическим наследием, уже однажды предпочел пойти на компромисс с ультраправыми. И он вполне может повторить этот опыт.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 121
Регистрация: 21.10.2019