Азиатское НАТО: создадут ли страны Азии свой военно-политический союз
Недавно премьер-министр Японии Сигэру Исиба выступил с инициативой создания в Азии системы коллективной безопасности, аналогичной Североатлантическому альянсу. А в правящей Либерально-демократической партии страны был сформирован комитет для обсуждения идеи «Азиатского НАТО». Однако ранее США и ряд стран Юго-Восточной Азии уже выступили против этой инициативы. Что мешает азиатским странам создать свой военно-политический союз, и какие у него есть альтернативы?
Новый премьер-министр Японии Сигэру Исиба еще до своего прихода к власти в октябре этого года выступал с идеей создания в Азии системы коллективной безопасности, схожей с Организацией Североатлантического договора. И в конце ноября по его инициативе в рамках правящей Либерально-демократической партии страны был сформирован комитет по вопросам безопасности в Азии, который, в том числе, обсудит и инициативу премьера по созданию «Азиатского НАТО».

В прошлом Исиба неоднократно выступал за принятие основного закона в сфере безопасности в Японии и равный статус Токио в союзе с Вашингтоном, как и создание в Азии аналога Североатлантического альянса. По его мнению, для укрепления сдерживания в регионе необходимо интегрировать существующие структуры безопасности, включая «Тихоокеанский пакт безопасности» (АНЗЮС) между США, Новой Зеландией и Австралией, союз США и Токио, и американо-корейский альянс.
В сентябре 2024 года будущий премьер раскрыл свою инициативу в докладе для Hudson Institute в Вашингтоне, утверждая, что такой военно-политический союз удержал бы Китай от применения военной силы в Азии. «Отсутствие системы коллективной самообороны, схожей с НАТО, в Азии означает, что войны [в регионе], скорее всего, будут вспыхивать, поскольку [у стран] нет обязательств по взаимной обороне», — написал он.
Однако против этой амбициозной идеи сразу же выступили как Китай, так и США, и сами азиатские страны. Так, представитель министерства обороны КНР У Цянь раскритиковал инициативу Исибы, призвав Токио «прекратить участвовать в особых военных альянсах» и «проявлять осторожность в словах и действиях» в сфере безопасности.
В Вашингтоне же заявили о том, что предложение японского премьера о создании «Азиатского НАТО» является преждевременным. По словам помощника госсекретаря США по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону Дэниела Критенбринка, «слишком рано говорить о коллективной безопасности в таком контексте и [создании] более формальных институтов». Он также выступил за продолжение внешнеполитического курса действующего президента США Джо Байдена, направленного на выстраивание «сетки» американских альянсов в Азии.

Идею Исибы не поддержали и в Нью-Дели. По словам главы МИД Индии Субраманьяма Джайшанкара, Индия не разделяет видение «Азиатского НАТО», предложение японским премьером. По его словам, в отличие от Японии, Индия никогда не вступала в официальный союз с другой страной в рамках какого-либо договора. «Мы не думали о подобной стратегической архитектуре, — заявил Джайшанкар, — у нас… иная история и иной подход».
Индия, как и Япония, является участником Четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD) вместе с Австралией и США. И хотя основной целью этого объединения фактически является сдерживание влияния Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, Индии совсем не нравится предложение японского премьера трансформировать QUAD в полноценный военный союз, поскольку она не стремится вступать в подобные альянсы.
Таким образом, идея Сигэру Исибы о создании «Азиатского НАТО» особой поддержки за рубежом не получила. Почему так произошло, хорошо объяснил министр национальной обороны Филиппин, еще одного важного союзника США в Азии, Гилберт Теодоро. Выступая в ноябре на форуме по безопасности, он заявил, что сложные «дихотомии и расхождения интересов стран» региона мешают созданию единого военного союза. В то же время Теодоро отметил, что «у нас есть оборонный альянс с США, заключенный еще до создания АСЕАН». «Мы продолжаем строить союзы со странами-единомышленниками», — добавил он.
И действительно, у стран Юго-Восточной Азии слишком разные интересы, чтобы вступить в единый военно-политический блок. Так, Вьетнам, Индонезия и Малайзия претендуют на одни и те же острова в Южно-Китайском море, что вызывает конфликты между ними. А Южная Корея и Япония не могут договориться друг с другом из-за сложной истории взаимоотношений. В Сеуле не могут забыть японскую оккупацию страны до и во время Второй мировой войны, а Токио оспаривает корейский суверенитет над богатыми ресурсами островами Лианкур. В результате Южная Корея фактически считает Японию одной из главных угроз для своей безопасности, наряду с Китаем.

По словам военного эксперта из тайваньского Университета Тамкан Ин-Ю Линя, из-за своих разногласий азиатские союзники никогда не объединятся в рамках общего оборонительного альянса. «Они скорее поделятся разведданными с США, чем друг с другом», — сказал он. Вторую причину, по которой инициатива Сигэру Исиба не получила поддержки за рубежом, также назвал министр обороны Филиппин Гилберт Теодоро: «другие страны-участники АСЕАН выстраивают альянсы с Китаем».
Действительно, азиатские страны заинтересованы в торговле с КНР, которая является крупнейшим торговым партнером для них, и поэтому не хотят вступать в военно-политический союз, чтобы не обострять отношения с ней. «Корея и Япония, возможно, опасаются будущего нападения Китая – возможно. Но сейчас у них есть деловое сотрудничество с Пекином, которое они не хотят ставить под угрозу», — отметил Ин-Ю Линь. Он добавил, что Индия, которая является ключевой державой-противовесом Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе, выступает категорически против «групповых оборонительных альянсов». А поскольку она не хочет вступать в такие объединения, то и другие азиатские страны следуют ее примеру.
Однако «Азиатское НАТО», предложенное премьером Японии – далеко не единственный вариант военно-политического сотрудничества для государств Азии. Как упомянул помощник госсекретаря США Дэниел Критенбринк, действующий президент США Джо Байден, осознавая разобщенность азиатских стран, сделал ставку на создание «сетки» небольших альянсов в регионе для сдерживания Китая. Так, он возродил Четырехсторонний диалог по безопасности с участием Индии, Японии и Австралии. Затем, понимая, что Индия не хочет, чтобы ее воспринимали как участника антикитайского союза, Байден создал региональную группу с неформальным названием SQUAD, в которую вместо Индии вошли Филиппины.

В рамках этой группы страны-участники, например, занимались совместным морским патрулированием в исключительной экономической зоне Филиппин на фоне продолжения напряженности между Манилой и Пекином из-за территориальных претензий в Южно-Китайском море. Кроме того, США при Байдене поощряли укрепление связей между Японией и Южной Кореей, поддержали вложения Токио в свою оборону, а также выбрали новые базы для совместного использования на территории Филиппин. И дальнейшее развитие этого курса при Трампе будет способствовать укреплению безопасности азиатских стран без необходимости для них вступать в военно-политический союз.
Еще одна возможная альтернатива «Азиатскому НАТО» — это формирование некоего «разведывательного альянса», в рамках которого государства Азии могли бы обмениваться разведданными для укрепления своей безопасности. И здесь также уже существуют структуры, позволяющие эффективно заниматься этим – например, уже упомянутый QUAD, в рамках которого страны-участники обмениваются информацией в сфере кибербезопасности, а также результатами мониторинга морского пространства.
Кроме того, между Японией и Южной Кореей существует «Соглашение о всеобщей безопасности военной информации», благодаря которому две страны обмениваются конфиденциальными военными данными. Правда, Токио и Сеул во многом делают это под давлением Вашингтона, заинтересованного в укреплении связей между своими союзниками в регионе. Это показывает, что для развития альянсов между странами Азии, по крайней мере, на данном этапе, необходимо участие США.
Наконец, посол США в Японии Рам Эмануэль недавно предложил создать в регионе торгово-оборонительный союз для противодействия экономическому давлению со стороны Китая. По его словам, для того, чтобы такой альянс был эффективным, в его основу должен быть положен некий экономический аналог статьи 5 Североатлантического договора: «нападение на одного из участников является нападением на всех из них».

Посол привел в пример Австралию, против которой Китай ввел повышенные пошлины после ее призыва к независимому расследованию причин вспышки COVID-19 в 2020 году. Однако Австралия смогла снизить свою экономическую зависимость от Пекина, расширив экспорт на рынки других стран благодаря поддержке со стороны своих союзников, и в итоге заставила его пойти на уступки.
Создание «Азиатского НАТО», как того предлагает премьер Японии Сигэру Исиба, приведет к обострению отношений государств Азии с Китаем, а в случае вовлечения в конфликт США и вовсе может повлечь за собой глобальную войну. Поэтому более реалистичным вариантом является развитие двусторонних отношений и небольших альянсов между странами при посредничестве Вашингтона, а также дальнейший обмен разведданными между ними и создание экономического объединения, способного сдержать расширение влияния Китая. И тогда азиатские страны, возможно, смогут выиграть в противостоянии с Поднебесной без единого выстрела.