Байден разрешил Украине наносить удары по России: изменит ли это ход войны?
Российское Минобороны подтвердило, что ВСУ впервые атаковали российскую территорию шестью американскими ракетами ATACMS. Этот удар — подтверждение заявлений о том, что США все-таки разрешили Киеву наносить такие удары после многочисленных просьб Зеленского. Но долгожданное решение Байдена выглядит запоздалым.
Перед своим уходом из Белого дома Джо Байден все-таки уступил настойчивым просьбам украинских политиков разрешить ракетные обстрелы российской территории. Речь идет о применении дальнобойных ракет ATACMS, которые уже есть на вооружении украинской армии. По данным The New York Times, изменение политики Вашингтона стало возможным после прибытия на фронт северокорейских солдат, которые уже участвуют в боях в Курской области.
Аналитики видят в решении Байдена желание подорвать намерения избранного президента Дональда Трампа достичь мирного соглашения, которое может быть выгодно России. Как отмечает Corriere della Sera, Байден таким образом напоминает, что это он все-таки до сих пор является американским президентом, «даже если все ведут себя так, как будто Трамп уже в правительстве». И его решение — это косвенное предупреждение Путину, что позиция Вашингтона по поддержке Украины остается неизменной.
Однако американская сторона применила уже знакомую за время войны схему: потребовались многие месяцы, чтобы удовлетворить украинские запросы. Как в случае с другими вооружениями, главный аргумент Вашингтона — это опасение эскалации, или так называемых «красных линий» Москвы. Однако все эти линии успешно преодолевались в течение трех лет войны — и глубинные ракетные удары по целям на российской территории казались более-менее похороненной идеей, пока наконец Белый дом ее не одобрил.
Но эти последовательные колебания Вашингтона «вызвали разочарование в Киеве», сообщает The Washington Post: «Когда солдаты, наконец, получают оружие или имеют право использовать его, военное преимущество часто уменьшалось, потому что условия на поле боя менялись, что приводило к еще большим смертям и военным неудачам». Администрация Байдена и в этом случае ограничилась лишь прифронтовой зоной, запретив наносить ракетные удары на значительные российские территории.
Россия до сих пор давала понять, что ее пакет требований остается неизменным: это нейтральный статус Украины и передача России части украинских территорий. Несмотря на значительные потери в технике и живой силе, российская армия продвигается ускоренными темпами, которые не демонстрировала с начала вторжения. Таким образом, полагают аналитики, Россия не намерена останавливаться, чтобы закрепить текущую линию фронта и остановиться в ожидании переговоров.
Один из факторов, который значительно повлияет на переговорную позицию Москвы, — это захваченные украинской армией территории в Курской области, международно признанные российскими. Если Украине удастся сохранить эти района до 20 января, даты инаугурации Трампа, то Путин будет находиться в уязвимом положении во время потенциальных переговоров. По данным СМИ, российская армия готовит широкое контрнаступление под Курском, чтобы успеть отвоевать эти территории до прихода Трампа в Белый дом.
По оценкам военных экспертов, долгожданное решение Байдена выглядит запоздалым, и эти ракеты «вряд ли существенно изменят конфликт», поскольку российская армия давно переместила все значимые цели (склады боеприпасов, самолеты, центры управления) за пределы дальности этих ракет (около 300 километров). Согласно открытым данным, украинская армия располагает всего несколькими сотнями ракет, и значительных новых поставок не предвидится.
Неясно, насколько подход администрации Байдена к Украине сохранится после вступления в должность Трампа. Сам политик скептически смотрел на продолжение военной помощи Украине и обещал закончить войну согласно своему плану, о котором до сих пор ничего доподлинно неизвестно. Отсутствие определенности в Вашингтоне указывает на то, что сдвиг в политике Байдена направлен на сокращение вариантов переговоров для Трампа.
Однако пространство для маневра для администрации Байдена ограничено, поскольку возможности для эскалации и инициатива в целом находится на стороне России. Участие военных КНДР значительно изменило ситуацию, и для Вашингтона будет нежелательно участие третьей страны в конфликте вблизи границ НАТО. Именно этот фактор, а не усиление ракетных обстрелов украинской территории или ускорение темпов продвижения российской армии, будет решающим для дальнейшей эскалации.
В случае, если Россия продолжит наращивать атаки по гражданской и энергетической инфраструктуре в украинских городах, то количество ударов и гражданских жертв станет для новой администрации Белого дома уже неприемлемым, и тогда Трамп не сможет совершить серьезный откат в объеме помощи Украине — ему придется продолжать ту линию, что была при Байдене. Окно возможностей для переговоров для Трампа сужается, и эти возможности зависят не от него.