Байдену приготовиться: Палату представителей возглавил сторонник Трампа
Республиканец Майк Джонсон с четвертого раза стал спикером Палаты представителей США. Конгрессмены облегченно вздохнули: затяжной кризис в Республиканской партии привел к отставке предыдущего спикера и 22-дневным переговорам о новой кандидатуре. Но замена не сулит Белому дому ничего хорошего. Эксперты ожидают снижения помощи Украине и усилению борьбы между партиями.
Вотум недоверия Кевину Маккарти поставил крест на карьере спикера, который возглавлял Палату представителей всего лишь несколько месяцев. Это первый случай в истории США, когда председатель палаты потерял свою должность в результате голосования. Республиканцы, которые занимают в палате большинство, стали подбирать кандидатуру на замену.
Поиску нового спикера мешали два обстоятельства. Во-первых, серьезный раскол в самой партии и фракции: сильное влияние обрели ультраконсерваторы, которые блокируют рассмотрение многих законопроектов и выступают против компромиссов с демократами. По их вине до сих пор правительство не может согласовать с Конгрессом проект бюджета — и в итоге пришлось принимать временный вариант.
Во-вторых, среди самих республиканцев нет очевидной фигуры, которая пользовалась бы большим авторитетом и уважением однопартийцев. Конгрессмены предлагали совсем экстравагантный вариант — пригласить на должность спикера Дональда Трампа, поскольку американская конституция позволяет председателю Палаты представителей не быть членом парламента.
В результате бурных обсуждений кандидатов осталось двое: конгрессмены Майк Джонсон и Байрон Дональдс. Оба — неочевидные кандидатуры. Республиканцы решили выставить Джонсона, поскольку Эммеру припомнили, как он признал победу Байдена на выборах и поддержал гей-браки. В итоге за Джонсона проголосовали 220 конгрессменов-республиканцев при необходимых 217 голосах.
Джонсон по образованию — юрист, специализировался на конституционном праве. Долгое время он работал в юридических компаниях и вел дела, касавшиеся права на жизнь, свободу вероисповедания и свободу ношения оружия. Его называли лоббистом законодательства о браке, затруднявшем процедуру развода. Консерватор был избран в Палату представителей в 2016 году от родного штата Луизиана и неоднократно переизбирался.
Политик не проявил себя как влиятельный законодатель, но стал членом «Кокуса свободы» — блока ультраконсерваторов в Палате представителей, который и привел его в итоге к должности спикера. Политика называют правым консерватором христианского толка: он выступает против секс-меньшинств и за запрет обсуждения гендерной идентичности и однополых отношений в школах.
Репутация Джонсона даже среди однопартийцев — противоречивая. Его считают одним из ключевых сторонников бывшего президента Дональда Трампа. Джонсон возглавлял юридическую защиту Трампа во время процедуры импичмента в Палате представителей. Конгрессмен поддерживал его обвинения в фальсификации результатов президентских выборов 2020 года и просил Верховный суд их отменить.
Но большую известность Джонсон приобрел как противник помощи Украине. Политик голосовал против большинства проукраинских законопроектов, за исключением закона о ленд-лизе 2022 года. Но уже в мае этого года Джонсон снова проголосовал против нового пакета помощи в размере около 40 миллиардов долларов. Его сомнения в эффективности помощи поддерживают те самые ультраконсерваторы из «Кокуса свободы».
Белый дом, зная о настроениях республиканцев, решил действовать хитро и предложил новый законопроект, в который включил сразу помощь и Израилю, и Украине на сумму в 106 миллиардов долларов. Среди республиканцев множество сторонников безоговорочной поддержки израильтян в войне с ХАМАС. Без спикера этот пакет был фактически заблокирован. Но одобрение документа с приходом Джонсона застопорилось.
Новый председатель палаты заявил, что большинство республиканцев не хотят идти на поводу у администрации Байдена. «Сегодня я сказал представителям Белого дома, что, по общему мнению республиканцев, нам необходимо разделить эти вопросы»,— сообщил Джонсон. Четыре сенатора — Роджер Маршалл, Джей Ди Вэнс, Майк Ли и Тед Круз — предложили свой вариант: выделить Израилю чрезвычайную помощь в размере 14,3 миллиарда долларов без согласования с поддержкой Украины.
В преддверии президентских выборов, которые пройдут в следующем году, позиции республиканцев сильно укрепились, а переговорные возможности Белого дома ослабли. Вместо сговорчивого Маккарти Байден получил принципиального Джонсона. Окончание кризиса в Палате представителей не означает снятия политических разногласий: основной проект бюджета так и не утвержден, и предвыборный популизм сделает решение этой проблемы еще более затянутым.
Появление спикера-скептика повлияет и на помощь Украине. Джонсон требует прозрачной оценки эффективности американских поставок — тем самым привлекая на свою сторону все больше избирателей, уставших от военной риторики. Белому дому будет все сложнее выбивать из Конгресса одобрение на новые транши Украине, а их размер будет постепенно сокращаться. После начала войны между Израилем и ХАМАС и приближением президентских выборов украинская тема медленно уходит на задний план.