Белорусская оппозиция: борьба без стратегии
Белорусская оппозиция провела в Варшаве конференцию «Новая Беларусь», приуроченную к третьей годовщине попытки революции в 2020 году. Накануне форума перед Координационным Советом (протопарламентом) отчитались члены Объединенного переходного кабинета – альтернативного правительства в изгнании. Цель у противников Александра Лукашенко, выдавленных в результате репрессий за рубеж, осталась все та же – отстранение его от власти. Правда, с реализацией – проблемы. Во-первых, оппозиция действует сугубо вовне Беларуси, а во-вторых, у нее по-прежнему нет четкой стратегии действий. Но ее собираются наконец изложить…
При этом в Варшаве и Вильнюсе все ширятся штаты многочисленных альтернативных институтов власти. Это – Офис Светланы Тихановской, соперницы Александра Лукашенко на президентских выборах-2020, которую ее команда окрестила элект-президентом; Народное антикризисное управление – структура, провозгласившая целью обеспечение транзита власти и пытающаяся создавать новый кадровый чиновничий резерв; Объединенный переходный кабинет (ОПК), состоящий из разносферных «министров”, назначенных Тихановской; наконец, Координационный Совет (КС) – протопарламент.
Главным событием конференции «Новая Беларусь» стала оценка работы членов ОПК: они отчитались перед КС, делегаты которого затем проголосовали за или против продления их полномочий. Окончательное решение было за Тихановской. Во многом это оказалось кулуарным действом, так как Координационный Совет – не выборный орган. В его состав вошли представители лишенных регистрации в Беларуси общественных организаций и политических партий.
Впрочем, у граждан Беларуси, внутри страны и эмигрировавших, поинтересовались насчет того, как они относятся к «министрам» Тихановской, что знают об их деятельности и как оценивают. Выяснилось, что только половина респондентов внутри Беларуси знают чем занимается кабинет (49%), среди диаспоры за рубежом – чуть больше (58%).
В свою очередь, среди тех, кто осведомлен о деятельности ОПК, только половина и в Беларуси, и вне страны считают, что она соответствует поставленным целям по таким направлениям, как смена политического режима в республике и подготовка к этому периоду, представительство белорусов на международной арене, помощь политзаключенным и так далее.
А вот как белорусы оценили работу альтернативного правительства: 70% поставили «хорошо” или «отлично” за деятельность в зарубежных делах, 51% – в вопросах национального возрождения. Остальные направления получили куда меньше положительных оценок: например, «Защита и национальная безопасность» и «Транзит власти» – по 46% знающих о «правительстве» Тихановской белорусов внутри страны и только 40% и 28% из тех, кто обосновался заграницей. Объяснить это можно большими требованиями и ожиданиями со стороны тех, кто хотел бы вернуться на родину.
Своих «министров» Светлана Тихановская назначила год назад с кратковременной каденцией на 6 месяцев, по прошествии которых они должны были отчитаться перед Координационным Советом. Однако обещанный регламент был нарушен, и такие отчетные слушания состоялись только через год, в канун конференции «Новая Беларусь».
По их итогам своего поста лишился один «министр» – теперь уже бывший представитель ОПК по восстановлению законности и правопорядка, экс-сотрудник МВД Беларуси Александр Азаров. Пиар-фон у него был неблагоприятный – свежий скандал с расколом организации бывших силовиков BYPOL, которую он возглавлял (сейчас по ее деятельности ведется финансовый аудит). Что касается успехов, то Азарову удалось похвастаться разве что подрывом дронами в сотрудничестве с СБУ российского самолета на аэродроме «Мачулищи» под Минском.
В диверсии были задействованы участники плана «Победа» по созданию сети подпольных групп внутри Беларуси, который он курирует. И несмотря на отставку из Объединенного переходного кабинета Азаров останется сотрудничать в этом качестве с Офисом Тихановской. То есть, из «министра» он превратится в своеобразного подпольщицко-партизанского командира.
План «Победа» предусматривает в час Х (новая революция) задействование «спящих ячеек», которые будут выполнять различные задания для организации сопротивления и смены власти. Когда наступит это час Х неизвестно, однако участников мобилизационного плана «Победа» спецслужбы Беларуси регулярно задерживают. Вот как Азаров и Объединенный переходный кабинет описали его нынешнюю стадию:
«Проводятся личные беседы с участниками плана, комплектуются доверенные группы и ячейки внутри Беларуси, проводится инструктаж, проведется закупка оборудования, часть которого передана группам. Осуществляется подготовка групп спецопераций и получают боевой опыт в составе Вооруженных сил Украины».
Еще одной горячо дебатируемой фигурой из состава альтернативного правительства стал его представитель по обороне и национальной безопасности, бывший командир 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады в Бресте Валерий Сахащик, который после службы в ВДВ, занялся бизнесом (у него строительная фирма в Польше), начал свою политическую карьеру как раз с прихода в оппозиционное правительство в эмиграции. И сразу попал в скандальную историю: у него обнаружился российский паспорт, от которого он в итоге отказался. Харизматичный полковник исправил имидж созданием отдельной десантно-штурмовой роты, с который лично воюет на стороне Вооруженных сил Украины. А недавно он заявил о создании IT-роты.
Правда, при этом у него, как и в целом у кабинета Тихановской, совсем не складываются отношения с самым известным и крупным добровольческим формированием из белорусов в составе ВСУ – Полком Кастуся Калиновского. Разногласия резко проявились и во время «министерского» отчета Валерия Сахащика. Он заявил, что считает утопией вариант свержения режима Лукашенко военным путем, на который приоритетно ставит Полк Калиновского. Напомним, что вышеупомянутый план «Победа» предусматривает задействование сил спецопераций: то есть, кабинет Тихановской неоднороден.
Кроме этого, Сахащик выступил с критикой полка за то, что там называют Беларусь страной-агрессором и выражают готовность платить Украине в будущем репарации – в частности, отдать Мозырский нефтеперерабатывающий завод Украине:
«Сможем ли мы найти общий знаменатель с людьми, которые трактуют такие вещи. Боюсь, что это будет сложно. Нужно понять, кто управляет этими людьми и чьи слова озвучивают эти люди?».
В Полку Калиновского выступили с опровержением и уточнением своей позиции. Там заявили, что ракетные обстрелы со стороны Беларуси и предоставление Лукашенко территории страны для российской армии — это факт. Вопрос же репараций будет обсуждаться между новым демократическим правительством Беларуси и украинскими властями согласно международному законодательству. А о передаче Мозырского нефтеперерабатывающего завода в зачет репараций речи, мол, и вовсе никогда не велось.
Как бы то ни было, Сахащик свой пост в итоге сохранил. Между тем, в ОПК Тихановская добавила еще несколько человек. Пожалуй, самое примечательное решение – появление Миссии демократической Беларуси в Киеве, которую возглавил Геннадий Манько, ранее отвечавший за контакты с Полком Калиновского. Логичный ход, учитывая, что полк пытается сформировать в столице Украины новый политический центр белорусской оппозиции.
Кстати, на осень «калиновцы» в Киеве анонсировали проведение своей конференции. Ее проблемную повестку, надо понимать, на варшавской конференции «Новая Беларусь» озвучил представитель полка Павел Кухта: Тихановская – международная представительница Беларуси, однако оппозиция переживает системный кризис, для выхода из него и освобождения Беларуси необходима связка военного, политического и ресурсного блоков.
Аналитики с разной степенью категоричности вторят Полку Калиновского, что белорусская оппозиция в кризисе. На конференции в Польше громоотводами стали отставка одного «министра» и презентация эскиза специального паспорта, который смогут получать белорусы за рубежом.
«По сути, в сухом остатке конференции – несколько декларативных документов. Стратегия демократических сил в развернутом виде – с механизмами, парадигмой действий – так и не презентована. Понятно, что цель – свалить режим. Но как это реально сделать? – говорит политический обозреватель Александр Класковский. – Одна из идей – усиливать санкции до тех пор, пока они не поставят нынешнюю власть на колени, добиваться уголовной ответственности на международном уровне («ордера в Гаагу») для Лукашенко и его соратников, что может-де вызвать раскол элит. Но на политику западных санкций белорусская оппозиция влияет только косвенно. Даже с учетом нового их пакета это далеко не тот уровень, чтобы опирающийся на Москву режим покачнулся. И термоядерных санкций в обозримой перспективе не будет. Угроза же попасть в Гаагу, вполне вероятно, будет лишь сплачивать верхушку режима».
Впрочем, Тихановская уже распорядилась написать-таки стратегию и провести народные выборы в Координационный Совет (скорее всего, избирателями станут белорусские диаспоры за рубежом). А вот парламентские и местные выборы в следующем году в Беларуси оппозиция призвала народ бойкотировать.
«Вероятно, из этого попытаются сделать альтернативу лукашенковским «выборам» в Палату представителей и местные советы (эта кампания режима на конференции априори объявлена фарсом). Однако в условиях репрессий, страха обеспечить массовое голосование белорусов за кандидатов в новый состав КС, даже на виртуальной платформе, – дело очень неблагодарное. Если режим устоит, то легко прогнозировать, что и президентские выборы-2025, на которых Лукашенко, вероятно, захочет проштамповать себе новый срок, его противники загодя заклеймят как фарс. Но это не решит автоматически проблему дальнейшей легитимности Тихановской, ее политический капитал рискует истончиться», – отмечает Александр Класковский.
Пока белорусская оппозиция не составила даже четкой стратегии действий, режим Лукашенко еще больше укрепился, милитаризовавшись за счет завоза из России тактического ядерного оружия и боевиков ЧВК «Вагнер». Между тем, даже сама попытка вооруженной революции белорусов напрямую зависит от того, потерпит ли поражение России в войне против Украины, когда и насколько масштабное.