Белорусские бойцы идут в политику
Похоже, в белорусской оппозиции может появиться новый центр силы. Военно-политический. О таких амбициях заявили в Полку Кастуся Калиновского, воюющего против России в составе Вооруженных сил Украины. Редакция Newsprice разбиралась, сможет ли новый политический субъект с пропиской в Киеве конкурировать по влиятельности со Штабом Светланы Тихановской и Объединенным переходным кабинетом в Вильнюсе и Варшаве.
О намерениях податься в политику легионеры-добровольцы активно заговорили с осени, когда украинская армия перешла в контрнаступление, а в белорусской оппозиции стала доминировать идея вооруженного свержения режима Лукашенко и деоккупации республики. В альтернативном правительстве при Тихановской появились даже силовые «министры», объявившие о создании освободительной протоармии. И хотя Полк Кастуся Калиновского (ПКК), учитывая его боевой опыт и наибольшую численность бойцов, рассматривался и рассматривается костяком такого формирования, там выразили недоверие команде Тихановской.
Заместитель командира ПКК Вадим Кабанчук в октябре после встречи с группой депутатов Верховной Рады Украины заявил: «В полку нет полного доверия к тем представителям Объединенного переходного кабинета, которые отвечают за военное направление». В первую очередь, имеется ввиду представитель Кабинета по обороне и национальной безопасности Валерий Сахащик – бывший командир 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады в Бресте, который после армейской службы ушел в бизнес.
Уже после назначения силовым «министром» в правительстве Тихановской выяснилось, что у Сахащика имеется наряду с белорусским также и российский паспорт. В результате скандала он начал процедуру выхода из гражданства РФ. Наверняка этот эпизод добавил недоверия к его персоне со стороны бойцов Полка Калиновского. Также в его адрес звучит и такой упрек: «Он претендует на роль главнокомандующего, но в то же время не находится здесь с нашими парнями».
В то время как руководство Полка Калиновского начало активно встречаться с различными украинскими политиками, Светлана Тихановская уже долгое время безуспешно добивается встречи с президентом Владимиром Зеленским. Согласно инсайду основателя самой известной в новейшей истории Беларуси военно-политической организации «Белый легион», ныне прекратившей активную деятельность, Сергея Бульбы, Сахащику для восстановления контактов с армейской верхушкой Украины было рекомендовано покинуть Кабинет при Тихановской: «Генерал украинской контрразведки меня искренне подкалывает. Говорит: «У нас только одно сомнение. Ваша Тихановская — это проект КГБ или КГБ совместно с ФСБ?».
На этом фоне в начале декабря в полку Кастуся Калиновского официально было заявлено о расширении структуры, преобразовании ее в политический субъект и объединении с другими сообществами прямого действия. Цели – помочь Украине победить в войне против России и затем освободительным походом свергнуть Лукашенко. Трансформация в политический субъект называется естественным процессом, так как 80% бойцов ПКК, по словам его замкомандира Вадима Кабанчука —политические активисты.
Одним из пунктов трансформации стало объединение с сообществом анонимных хакеров-активистов «Киберпартизаны». Именно эта группа сопротивления добыла обширные базы данных с серверов Министерства внутренних дел Беларуси – начиная от паспортных данных и сведений о перемещениях граждан Беларуси через границу до записей телефонных разговоров силовиков. Благодаря этим базам сейчас проводится большинство журналистских расследований о коррупции среди высокопоставленных чиновников и преступлениях сотрудников силовых ведомств.
Кроме того, именно «Киберпартизаны» своей атакой на ресурсы Белорусской железной дороги замедлили передвижение поездов с российскими солдатами и техникой к украинской границе в начале так называемой специальной военной операции. Последнее дело – взлом сайта российского Главного радиочастотного центра. который обеспечиваетсопровождение контрольно-надзорных и регуляторных функций Роскомнадзора по основным направлениям его деятельности в области связи и в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций.
Белорусская кибергруппировка заявила, что завладела большим количеством материалов, доказывающих масштабную слежку в интернете и попытки установить тотальный контроль за всеми, кто за последние два десятка лет высказывался против Кремля. По словам единственной публичной представительницы «Киберпартизан» Юлианны Шеметовец, они помогут «калиновцам» верифицировать добровольцев, находить агентов и шпионов ФСБ и КГБ, а также фирмы, аффилированные с российскими и белорусскими властями.
На одном из последних видеороликов ПКК запечатлены учения батальона «Литвин» в его составе. Кадры со штурмом административного здания дворцового типа описаны как тренировка, приближенная к будущим реальным событиям: «Кое-кто пусть готовит самолет в Венесуэлу в следующем году». Кстати, даже в белорусской оппозиции в связи с планами вооруженного наступления на Минск слышны опасения, что полк может превратиться в военную хунту. Замкомандира формирования Вадим Кабанчук заявляет, что после свержения нынешней власти будут объявлены свободные выборы.
Еще одно «но» касательно планов ПКК по деоккупации Беларуси заключается в том, что его после победы Украины киевские власти могут просто-напросто расформировать и разоружить. Особенно если Лукашенко удастся не вступить в войну живой силой на стороне Россией. Например, как считает Сергей Бульба, в Украине достаточно сильно пролукашенковское лобби:
«За 28 лет легального, полулегального и совсем нелегального бизнеса с украинцами лейтенанты, которые обслуживали финансовые потоки от Лукашенко, уже стали генералами. Поэтому нечего удивляться, что это лобби достаточно влиятельное».
Как бы то ни было, пока военно-политические планы Полка Калиновского являются одним из факторов сдерживания Лукашенко и его генералов от вступления в войну. Впрочем, и поведение белорусских военных в этом случае непредсказуемо: какая-то их часть может и вовсе пополнить легионерские ряды ВСУ. По данным Полка Калиновского, 8 из 10 военнослужащих Беларуси не желают участвовать в войне.