Чешский новичок: кто такой Петр Павел и почему он ненавидит Россию?
Первый громкий скандал, связанный с новоизбранным президентом Чешской республики Петром Павелом, посвящен болезненной для страны темы — российским эмигрантам, бегущим от войны. Политики страны бывшего соцблока традиционно с недоверием смотрят на новую волну эмиграции из России, и отставной генерал НАТО не стал исключением. Почему чехи выбрали главой государства новичка в политике и что он может предложить избирателям, кроме слежки за россиянами?
Вызвавшее скандал интервью чешский президент дал «Радио Свобода», редакция которой находится в Праге. Петр Павел заявил, что российские граждане, проживающие в Европе, должны находиться под наблюдением спецслужб. «Я могу чувствовать сожаление в отношении этих людей, но в то же самое время, если мы посмотрим на историю, на время, когда начиналась Вторая мировая война, в отношении всего японского населения США также был введен режим пристального наблюдения. Это просто цена войны», — заявил Павел. В соцсетях это вызвало гневные комментарии российских пользователей.
Чешский президент ссылается на опыт Второй мировой войны, когда США интернировали около 125 тысяч проживавших в стране этнических японцев с территорий у Тихого океана в «военные центры перемещения», которые находились во внутренних штатах. Большинство из интернированных были американскими гражданами. Правда, Павел умолчал о том, что впоследствии американские власти посчитали эти действия чрезмерными, а мировое сообщество осудило интернирование. С 1948 года оставшимся в живых узникам тех лагерей выплачивали компенсации, в 1980-х годах их принесли извинения.
Жесткая реакция пользователей и недоумение европейских политиков заставили чешского президента оправдываться. Официальный представитель Павла уточнил, что это историческое сравнение «было сделано в том контексте, что ограничительные меры в отношении граждан враждебных стран — явление не новое и в прошлом они также вводились, хотя и более жестко”. Пресс-секретарь президента добавила, что речь не идет о призыве к повторению и Павел не имел в виду «интернирование или какое-либо иное преследование». Но и эти объяснения не удовлетворили критиков.
Тогда выступить пришлось самому автору. Павел в эфире телеканала CNN Prima News пояснил, что не предлагает спецслужбам следить за каждым россиянином, находящимся за границей. Однако, по мнению политика, власти европейских стран должны следить за тем, что происходит в российских общинах, чтобы реагировать на потенциальные риски. Павел заявил, что Россия сейчас ведет агрессивную войну, и напомнил о странных событиях 2014 года. Тогда произошли взрывы на чешском складе оружия, по словам Павела, это была тайная операция российского ГРУ.
«Потому что они граждане нации, ведущей агрессивную войну. Мне может быть жаль этих людей, но в то же время, если мы оглянемся назад, во времена, когда началась Вторая мировая война, тогда все японское население, проживающее в Соединенных Штатах, также находилось под строгим режимом наблюдения. Это просто цена войны», — настаивал на своем политик. Видно, что критика не повлияла на мнение чешского президента — и его яркая антироссийская позиция делает Павела одним из европейских лидеров, призывающих к усилению конфронтации с Россией.
С самого начала своего президентского срока Петр Павел продолжает традицию громких и провокационных заявлений. Его предшественник Милош Земан был еще более экстравагантным главой государства: открыто симпатизировал России и Путину, не упускал возможности критиковать правительство и депутатов при довольно ограниченных президентских полномочиях. В отличие от Земана, Павел не испытывает никаких теплых чувств к российскому президенту и придерживается более трезвого взгляда на политику.
Президент в Чехии, как и в других парламентских республиках, — фигура скорее церемониальная, он может воздействовать на политику лишь косвенно. Внешнюю политику определяет правительство страны во главе с премьер-министром Петром Фиалой. Многолетний конфликт между президентом и правительством после ухода Земана, вероятно, закончился. За время войны в Украине Чехия успела принять огромное количество украинских беженцев, активно поддерживает антироссийские санкции и оказывает Украине помощь, в том числе и военную.
Павел — новичок в чешской политике. Отставной генерал, ранее он возглавлял чешский генштаб и военный комитет НАТО. Жесткая позиция по отношению к России — следствие его долгой работы в альянсе. Павел владеет русским языком и начинал служить еще во времена Варшавского договора, также участвовал в переговорах с Россией в 2015-2018 годах. За это время у генерала сформировался скептический взгляд на Россию, поэтому политик считает членство Чехии в НАТО и Европейском союзе неизбежным и выгодным для страны.
Павел не строит иллюзий по поводу будущего России. «Никакой демократической революции в России в обозримом будущем не будет. Не только из-за прочности режима, но и из-за ментальности многих россиян. В России нет пространства для возникновения настоящего оппозиционного движения. Даже Алексей Навальный на самом деле — не настоящий оппозиционный лидер. Он определенно не либеральный демократ, он просто другого типа русский националист. Хотя, конечно, как партнер на переговорах он был бы лучше, чем нынешнее руководство», — заявилПавел в интервью изданию Politico.
Поддержал президент и жесткую миграционную политику чешского правительства, которое перестало выдавать россиянам краткосрочные «туристические» визы. Чехи опасаются, что ими пользуются бегущие от мобилизации россияне. «Неприятие мобилизации — это не восстание против режима и не помощь Украине. Эти русские все равно считают, что Украину нужно наказать, просто не хотят, чтобы к этому привлекали широкую общественность. Эти молодые люди, бегущие из страны, беспокоятся за свою жизнь, а это не значит, что они — против войны. Я уверен, что многие из них по-прежнему поддерживают националистическую политику Путина», — заявил он.
С победой Павела чешская политика вернулась к трезвому и прагматичному подходу после нескольких лет популизма премьера Бабиша и эксцентричности президента Земана. Соседи были так рады победе отставного генерала, что президент Словакии Зузана Чапутова лично приехала в Прагу поздравить своего коллегу. Президент Украины Владимир Зеленский поздравил Павела на чешском языке в своем твиттере.
Более скептически были настроены чешские журналисты, которые вспомнили коммунистическое прошлое Павела: он был членом Компартии и служил в чехословацких войсках. Другие указывали на большую важность его военное прошлое в НАТО, которое, кажется, будет определяющим в течение всего президентского срока: имея опыт общения с Россией, Павел будет одним из активных сторонников наращивания помощи Украине в войне с агрессором и продолжения боевых действий, без перемирий и безрезультатных мирных переговоров.
Единственный минус Павла — это отсутствие политического опыта на высшем уровне. «Опыт работы в военных структурах НАТО несопоставим с политикой высокого уровня, потому что солдаты НАТО выполняют приказы политиков. Петр Павел, как бы он ни был проницателен, не имеет значительного опыта в высокой национальной политике», — считает обозреватель Мартин Звержина. И предложение следить за россиянами — пример такой неопытности, который скорее играет на руку российским пропагандистам, чем помогает в борьбе с российским режимом.
Главная задача, которая теперь стоит перед Павлом, — это возрождение контактов Вышеградской группы, в которую входит Чехия, Словакия, Польша и Венгрия. Война в Украине расколола центральноевропейский квартет: яркая антироссийская позиция Польши схлестнулась с явной лояльностью Виктора Орбана, которые не желает выполнять все утвержденные ЕС требования санкций против России. Антироссийской риторикой никого в Европе не удивишь, и широкая поддержка на выборах, даже за счет неприязни к Бабишу, — это мандат, который еще придется оправдать.
Регион Центральной Европы в каком-то смысле стал образцовым среди европейских стран: политики молниеносно осудили российскую агрессию, высказались за поддержку Украины и выступают главными сторонниками помощи украинцам в ЕС. Для региона война стала шансом показать свою важность и субъектность в общеевропейской политике, в которой до сих пор распространено стереотипное деление на западную, «истинную» и восточную, «вернувшуюся» часть, которая играет второстепенную роль. Павел может показать, что реальность несколько сложнее концепций Брюсселя.