To reset your password, please enter your email address or username below.

«Дело Милы»: как французская школьница выступила против ислама и победила

Во Франции дело Милы — школьницы, которая заявила в соцсетях о своей ненависти к исламу — стало отражением серьезной проблемы, которая актуальна для всего цифрового общества. Кибербуллинг сегодня направлен на самые уязвимые социальные группы, и виртуальный радикализм иногда приводит к реальным и печальным последствиям.

«Я НА САМОМ ДЕЛЕ ТАК ДУМАЮ»

Всё началось с видеотрансляции в инстаграме 18 января 2020 года. Шестнадцатилетняя  французская старшеклассница Мила общалась со своими подписчиками и рассказывала о своих сексуальных предпочтениях. Мила – открытая лесбиянка. Во время трансляции один из пользователей — молодой мусульманин — обозвал её «грязной лесбиянкой». В ответ Мила записала новое видео. Она заявила своим подписчикам, что «ненавидит ислам” (détester la religion musulmane). Также она добавила: «Votre religion, c’est de la merde. Votre Dieu, je lui mets un doigt dans le trou du cul, merci, au revoir» (Ваша религия – дерьмо. Я засуну палец вашему Богу в задницу, спасибо, до свидания).

Скриншот из видеотрансялции Милы

После публикации трансляции в соцсетях началась травля школьницы. Мила была вынуждена закрыть свой инстаграм. Из-за поступивших угроз подростку пришлось на время бросить школу. «Я получала 200 сообщений чистой ненависти в минуту», — рассказывала она. Травля продолжалась: в инстаграме были созданы фейковые аккаунты с её именем, были опубликованы адреса дома и школы девушки. Тогда Мила заявила: «Я больше не могу ходить в свою школу и даже не могу её поменять, потому что вся Франция хочет достать меня». С понедельника 20 января в школе присутствовала полиция для защиты девушки. Угрозы Мила стала получать и от своих одноклассников.

Об этом инциденте высказалась министр юстиции Франции Николь Беллубэ. В эфире радио Europe 1 она заявила, что оскорбление религии «очевидно, является посягательством на свободу совести». На чиновницу обрушился шквал критики: французы обвинили её в желании поставить под сомнение «право на богохульство» (которого во французском законодательстве вовсе не существует). Твиттер разделился на два враждующих лагеря, разделённых хештегами #JeSuisMila или #JeNeSuisPasMila. Позднее Беллубэ была вынуждена оправдываться: признать, что её высказывание было «неуклюжим» и что человек имеет «право критиковать религию».

Прокуратура Вьен (департамент Изер) начала расследование по факту «разжигания ненависти в отношении группы лиц по причине их принадлежности к определённой расе или религии». Также дело Милы прокомментировали деятели ислама во Франции. Вскоре после инцидента генеральный представитель Французского совета мусульманской веры Абдалла Зекри заявил: «Тот, кто сеет ветер – пожинает бурю». Зекри добавил, что он «против» полученных ею смертельных угроз.

В программе «Котидьен» Мила принесла извинения всем, кто «мирно» практикует религию. Но от своих слов не отказалась: «Я не расистка. Нельзя быть расистом в отношении религии. Я сказала, что думаю, и вы не заставите меня взять мои слова обратно”. Мила добавила: «Да, я хотела богохульствовать. Я абсолютно не жалею о сказанном. Я на самом деле так думаю».

ПРАВО НА БОГОХУЛЬСТВО

Во Франции богохульство считалось преступлением до принятия закона о свободе печати 29 июля 1881 года. На территории Франции дольше всех продержались только Эльзас и Мозель — они на момент принятия закона были немецкими территориями, и статья об уголовном наказании была отменена только в 2016 году, хотя после вхождения департаментов в состав Франции в 1919 году она фактически не применялась.

Скриншот из программы «Котидьен» с участием Милы

Но в Европейском союзе есть страны, где богохульство до сих пор преследуется. Например, Италия. В 724 статье Уголовного кодекса есть наказание «всякого, кто публично богохульствует, выступает с оскорбительными заявлениями против символов, почитаемых в религии». В Польше статья 196 Уголовного кодекса также предусматривает наказание за «публичную клевету» в адрес религии и верующих. В Турции в 2005 году из Уголовного кодекса были исключены положения, которые предусматривали уголовную ответственность за богохульство. Но статья 216, которая говорит о «публичном унижении религиозных ценностей … при условии, что это деяние может нарушить общественный покой», устанавливает заключение на срок от шести месяцев до одного года.

Во Франции по закону можно критиковать и даже оскорблять религию, но запрещается оскорблять последователей этой религии. В законодательстве республики существуют положения о борьбе с дискриминацией и диффамацией. Статья 29 закона 1881 года трактует преступление диффамации как «любое утверждение или вменение в вину факта, наносящего ущерб чести и достоинству лица, вина которому вменяется, является диффамацией».

Подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию также наказуемо. Статья 24 предусматривает пять лет тюремного заключения и штраф в размере 45 000 евро для тех, кто «спровоцировал дискриминацию, ненависть или насилие в отношении лица или группы лиц по причине их происхождения или их принадлежности или непринадлежности к определённой этнической группе, нации, расе или религии».

Получается, что во французском законодательстве нет положения о диффамации или оскорблении Бога или целой религии. Только преступления против людей могут преследоваться во Франции в судебном порядке. Таким образом Мила была оправдана. 30 января прокуратура Вьен закрыла дело.

Однако прокурор Жером Буррье заявил, что начато второе расследование из-за угроз в адрес Милы. «Угрозы продолжают исходить от лиц, действующих под анонимно и даже под ложными псевдонимами. Сейчас невозможно сказать, есть ли среди них ученики той же школы, но расследование продолжается», — заявил прокурор.

ПЕРВЫЙ ПРИГОВОР

Расследование угроз завершилось 7 июля 2021 года, когда французский суд приговорил 11 человек к условному лишению свободы на срок от четырех до шести месяцев. Обвинение в кибербуллинге девушки было предъявлено 13 человекам в возрасте от 18 до 30 лет, один из них был оправдан, и еще одно дело было прекращено по процессуальным основаниям. Прокуратура заявила, что в целом вынесенные приговоры соответствуют запросу ведомства. Изначально прокурор просил от трех до шести лет условно для нарушителей.

Мила перед заседанием суда 7 июля 2021 года. Francois Mori/AP/SIPA

Для французского общества Мила стала символом протеста против исламизации общества. В свои 18 лет они до сих пор живет под защитой полиции с момента публикации видео в социальных сетях. Среди осужденных оказался пользователь, который угрожал девушке убийством. И такие угрозы были нередки среди тысяч сообщений, которые получила Мила в первые месяцы после злополучной трансляции в инстаграме. Девушка сама подлила масла в огонь, опубликовав в ноябре 2020 года в своем тиктоке видео с обвинениями в адрес хейтеров.

Дело, которое сначала выглядело как проявление подросткового максимализма, всколыхнуло французское общество. На протяжении полутора лет внимание СМИ было приковано к этому скандалу. Публикации в массмедиа вызвали острые политические дебаты на тему исламофобии и свободы слова в стране, которая считается родиной прав человека.

Французские правоведы отмечают, что дело Милы стало переломным моментом в процессе определения правонарушений, связанных с кибербуллингом. С момента принятия во Франции в 2018 году нового законодательства против преследований в интернете это первый широко освещенный случай применения новых норм, которые предусматривают наказание за комментарии, опубликованные в сети.

В документе уточняется, какая риторика может быть квалифицирована как киберпреследование. «Это происходит в то время, когда социальные сети пытаются найти правильный баланс между защитой свободы слова и борьбой с языком ненависти. Раньше нужно было доказать, что такой-то и такой-то комментарий является домогательством или преследованием. Теперь же мы имеем нечто инновационное в этом законе, и повторяющийся характер действий имеет решающее значение», — прокомментировал решение суда специалист в области цифрового права Жерар Хаас.

В течение последнего десятилетия во Франции наблюдался всплеск кибербуллинга, особенно во время пандемии коронавируса. Количество зарегистрированных случаев киберпреследований подскочило на 30% среди молодежи. По данным института Монтеня, половина детей в возрасте от 11 до 20 лет хотя бы раз становились жертвами кибербуллинга. Ассоциация e-Enfance, которая занимается поддержкой таких жертв, сообщает, что количество обращений увеличилось на 54% в 2020 году. Особенно уязвимыми становятся девушки, которые сталкиваются с угрозами во время секстинга, и случаи порномести (распространения интимного контента без согласия автора изображений) нацелены в первую очередь на них.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020