To reset your password, please enter your email address or username below.

Двое в лодке, не считая ЕС: как рыболовный спор между Францией и Великобританией вскрыл старые раны

После Брекзита отношения между Францией и Великобританией неожиданно усложнились. Предметом спора стала рыба, точнее — правила рыболовства в прибрежных территориях. Франция считает, что Соединенное Королевство не выдало достаточных разрешений на рыбную ловлю в своих водах, как это предусмотрено соглашением Brexit, и угрожает санкциями.

В одной лодке

Хотя после Брекзита Соединенное Королевство предоставило европейским рыбакам 1700 разрешений на рыбную ловлю в своей исключительной экономической зоне, проблемным стал район, расположенный в 6-12 морских милях от побережья Англии в Ла-Манше.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Источник: AP Photo.

27 октября Париж предупредил Лондон, что если ситуация не улучшится ко 2 ноября, то Франция будет готова принять строгие меры в отношении британских товаров, такие как введение систематического таможенного контроля в Кале, сокращение поставок электроэнергии на Нормандские острова и даже запрет на британские морепродукты. В ответ британские власти пообещали «адекватную реакцию» на действия Франции.

Для Джерси и Гернси, островов Нормандского архипелага, эта угроза выглядит существенно. 95% электроэнергии Джерси поступает из Франции. В июле 2021 года Великобритания импортировала 15% электроэнергии — рекордное количество, из которых почти половина приходится на Францию. Этого более чем достаточно, чтобы погрузить Нормандские острова в темноту, а обширные района Юго-Восточной Англии оставить в хаосе из-за нехватки электроэнергии в канун Рождества.

В качестве устрашающей меры 28 октября во французском Гавре был заблокирован английский траулер: французская морская жандармерия его не пропустила. Хотя задержание судов не было в списке заявленных угроз, но таким образом французское правительство показало, что отступать не собирается. Об этом же говорила морской министр Анник Жирарден: контроль над судами был ужесточен в связи с напряженностью в рыболовстве.

Язык силы

По словам государственного секретаря по европейским делам Клемана Бона, Франция решила использовать «язык силы» — единственный, который будет понятен Соединенному Королевству. Масла в огонь подкинул и премьер-министр Франции Жан Кастекс, который, по-видимому, не стал советоваться со своими европейскими партнерами. В Национальном собрании он заявил, что Франция готова оспорить торговое соглашение, заключенное с Великобританией после Брекзита в декабре 2020 года.

Макрон предложил исключить несколько стран из Шенгенской зоны :: Политика  :: РБК
Президент Франции Эмманюэль Макрон. Источник: Philippe Wojazer / Reuters.

Также Кастекс отправил председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен письмо, в котором говорилось, что «крайне важно четко показать европейскому общественному мнению, что соблюдение обязательств не подлежит обсуждению, и выход из Европейского Союза приносит больше вреда, чем пребывание там». За Кастексом потянулись и другие: председатель регионального комитета по морскому рыболовству региона О-де-Франс Оливье Лепре предложил устроить рыболовному флоту блокаду в Кале, чтобы запретить любую торговлю с «врагом» через море и подпортить британцам празднование Рождества.

Однако Франция не идет на радикальные шаги, поскольку Париж не может заручиться поддержкой в Европейском союзе. Ряд европейских стран убеждены, что президент Франции Макрон использует конфликт вокруг рыболовства, чтобы завоевать дополнительные очки в глаза избирателей в преддверии президентских выборов в апреле 2022 года. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон предупредил Европейский союз, что он не должен вмешиваться и занимать сторону Парижа в этом вопросе.

В Министерстве иностранных дел Великобритании считают, что причина спора, затеянного Францией, заключается не в рыболовстве. Дипломаты заметили, что проблема касается не всего рыболовного флота, а лишь нескольких десяток лодок, разрешения которым уже выданы. И крошечный спор местных муниципалитетов никак не соизмерим со словесной перепалкой, которую устроили правительства обеих стран. Великобритания не исключает возможности подачи судебного иска против Франции.

Президент портов Кале и Булонь-сюр-Мер в интервью BBC также заговорил, что политики раздувают из мухи слона: спор касается только 40 лодок, лишенных британцами лицензии. «Капля воды в океане», — посетовал он. Однако, по его мнению, французские санкции будут иметь «ужасные последствия по обе стороны Ла-Манша для вас, для нас, для портов и рыбаков обеих стран».

В крайнем случае конфликтующие стороны могут обратиться в арбитраж, который и создан для решения таких довольно банальных проблем. Арбитражный процесс не настолько сложен, чтобы обе стороны не могли им воспользоваться, тем более стандартная юридическая процедура не требует привлечения внимания всего французского или британского правительства. Однако политические выгоды от конфликта более привлекательны, чем поиск его решения.

Политологи обратили внимание, что одним из главных и опасных конкурентов Макрона на выборах остается Ксавье Бертран, представитель умеренных правых и президент региона О-де-Франс — именно того, где разворачиваются страсти по обе стороны Ла-Манша. Макрон ни на дюйм не хочет уступать политическую инициативу, этим объясняется такое рвение министров его правительства, озаботившихся правилами рыболовства в этом регионе.

Старые обиды

Для Франции позиция британского правительства остается традиционно националистской: никаких исключений и тем более привилегий для европейских партнеров. Радикальные методы Макрона уже возымели действие: ранее он отозвал французских послов из США и Австралии после создания трехстороннего оборонного альянса AUKUS без участия Франции  и отмены договора на строительство подводных лодок с Австралией. Видимо, французские власти поняли, что ультиматумы в отношениях с союзниками могут быть эффективными.

FAZ: Лондон сравнивает Макрона с Путиным и угрожает Парижу контрмерами на  фоне спора о рыбной ловле — ИноТВ

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Источник: Reuters.

Макрон в интервью Financial Times заявил, что на карту поставлен «авторитет Лондона». Борис Джонсон со своим кабинетом уже подумывают перенаправлять грузы в Бельгию и Нидерланды, чтобы снизить «долгосрочную зависимость» страны от Франции. Компании могут получить денежные «стимулы», чтобы направить грузы в другие порты, даже если плавание займет больше времени, чем путь до Кале.

Для Макрона возвращение националистической повестки — это радикальный пересмотр его идей, которые он продвигал на протяжении своего президентского срока. Еще три года назад, когда Европа отмечала столетие окончания Первой мировой войны, он заявил: «Патриотизм — это полная противоположность национализму. Национализм — это его предательство». Однако теперь президент не прочь заигрывать с националистически настроенными избирателями, которые поглядывают на другого кандидата, Эрика Земмура, которого журналисты уже окрестили «французским Трампом».

Для Великобритании и Франции рыболовный спор — лишь повод для более жесткой дискуссии о дальнейших путях европейского развития. Макрон крайне отрицательно реагировал на Брекзит и желание правительства Джонсона поскорее выйти из Европейского союза. В ответ британские власти указывали на возвращение страны к подлинному либерализму и национальному государству: Брекзит не состоялся бы, если бы британский народ был против этого. Для Макрона, ярого сторонника евроинтеграции, такой путь неприемлем.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020