Гонконг продвигает новый закон о безопасности, который поможет бороться с инакомыслием
Власти Гонконга намерены принять давно отложенный закон о безопасности, чтобы ограничить иностранное влияние. Но эксперты ожидают, что изменения приведут к дальнейшему подавлению инакомыслия и сближению с Пекином.
Новый закон о национальной безопасности предусматривает наказание за правонарушения, которые не подпадают под действующее законодательство, введенное Пекином в 2020 году. Тогда изменения привели к критике оппозиции, которая заявила, что законы противоречат обещанию Китая гарантировать соблюдение гражданских свобод в Гонконге. Последовавшие после этого массовые протесты жестко пресекались властями.
Это не первая попытка городского правительства ввести собственный закон о национальной безопасности. Еще в 2003 году принятие документа пришлось отложить после того, как полмиллиона человек вышли на улицы в знак протеста. С тех пор митинги проходили регулярно. Пик пришелся на 2019 год, когда миллионы человек выступили против законопроекта об экстрадиции, предложенного бывшим главой администрации Кэри Лэм.
Пекинский закон предусматривает уголовную ответственность вплоть до пожизненного заключения за попытку отделения от Китая, подрывную деятельность, терроризм и сговор с иностранными организациями. В Гонконге было арестовано 290 человек, в том числе десятки популярных политиков, активистов, адвокатов, профсоюзных деятелей и журналистов. Более 30 из них были осуждены, десятки до сих пор находятся в предварительном заключении.
В новый документ вошел целый ряд новых преступлений: государственная измена, мятеж, шпионаж, деструктивная деятельность, внешнее вмешательство. По словам главы администрации Гонконга Джона Ли, угрозы национальной безопасности реальны, поэтому властям необходимо «следить за потенциальными диверсиями и течениями, которые пытаются создать проблемы, особенно когда некоторые идеи «независимого Гонконга» все еще внедряются в сознание некоторых людей».
На публичной пресс-конференции Ли прямо заявил, что документ должен защитить население от «нападения иностранных государств». «Иностранные разведывательные организации, ЦРУ и британские спецслужбы, публично заявили, что они проводят большую работу против Китая и Гонконга», — сообщил глава города, отметив, что внутри города также наблюдается «семя беспорядков».
Обещание, на которое ссылаются критики закона, — это соглашение 1997 года, когда Великобритания передала свою бывшую колонию Китаю. Согласно договору, Пекин обязался защищать права и свободы жителей Гонконга по меньшей мере 50 лет. Город должен был сохранять автономию, а жители — пользоваться широкими политическими правами, в том числе свободой слова и собраний, до 2047 года. Кроме того, Гонконг должен был принять свой закон о борьбе с преступлениями, связанными с безопасностью.
Статья 23 основного закона гласит, что город «должен самостоятельно принимать законы, запрещающие акты и деятельность, которые угрожают национальной безопасности». Юристы считают, что законопроект устанавливает новые красные линии там, где существующие нормы расплывчаты. Это позволит использовать его для дальнейшего подавления инакомыслия и свободы слова, уничтожая хрупкий независимый статус города и подчиняя его Пекину.
Ключевой вопрос, который волнует всех, — это отправка арестованных людей в материковый Китай. Из-за него в 2019 году вспыхнули массовые протесты. Ли уверяет, что новый закон не предусматривает этого механизма. Глава города считает, что введение статьи 23 в действие наконец-то позволит Гонконгу сосредоточиться на экономическим развитии, которому сегодня мешает политическая борьба и беспорядки.
Ухудшение ситуации с гражданскими свободами в Гонконге может спровоцировать новую волну миграции. Еще в 1987 году британское правительство ввело заморские паспорта для жителей колоний. Владельцы документа получили дополнительные права для жизни и работы в Великобритании и возможность получить полноценное гражданство через несколько лет. В Гонконге с населением 7,45 миллиона таких насчитывается около 3 миллионов человек. Многие из них выступают против сближения города с материковым Китаем, что потенциально грозит пожизненным заключением.
Правозащитники с тревогой смотрят на обсуждение изменений в законодательстве — ведь после принятия закона иностранным НКО будет труднее работать. Директор Amnesty International в Китае Сара Брукс заявила, что предлагаемый закон может еще больше усилить репрессии в городе. «Это потенциально самый опасный момент для прав человека в Гонконге с момента принятия Закона о национальной безопасности в 2020 году», — сказала она.
Правительство так и не опубликовало полный проект предлагаемого закона. Вместо этого оно разместило объемный 110-страничный «документ общественных консультаций», в котором изложены обоснование закона и общие предложения по его содержанию. Законопроект представлен для консультаций в Законодательный совет города, сами консультации закончатся 28 февраля.