Историческая победа: как ультраправые выиграли выборы в Восточной Германии
В начале сентября этого года «Альтернатива для Германии» выиграла региональные выборы на востоке страны, заняв первое место в Тюрингии и второе – в Саксонии. Это стало наибольшим успехом для немецких ультраправых со времен Второй мировой войны. Как «АдГ» удалось добиться победы? И сможет ли она теперь сформировать земельное правительство в Тюрингии?
Партия «Альтернатива для Германии» («АдГ») одержала победу на прошедших 1 сентября выборах в ландтаг (местный парламент) Тюрингии на востоке страны. Для германских ультраправых это стало первым успехом на местных выборах со времен правления нацистов.
«АдГ» заняла на выборах в Тюрингии первое место с результатом 32,8% голосов. Второе место получили консерваторы из Христианско-демократического союза Германии (ХДС), набравшие 23,6%, а третье – ультралевые из «Союза Сары Вагенкнехт» (Bündnis Sahra Wagenknecht, BSW) с результатом 15,8%.
В тот же день проходили и выборы в другой федеральной земле на востоке страны – в Саксонии. Там ультраправые лишь немного отстали от занявшего первое место ХДС, набрав 30,6% голосов и придя к финишу вторыми.
«Для нас это историческая победа», — заявила сопредседатель «АдГ» Алис Вайдель. А глава регионального отделения партия в Тюрингии Бьёрн Хёкке – противоречивый политик, которого дважды судили за использование нацистских лозунгов, сказал, что «более чем доволен» результатами выборов, которые «наполняют» его «большой гордостью и удовлетворением».
Региональные выборы в Восточной Германии, как и июньские выборы в Европарламент, стали очередным поражением для правящей «семафорной» коалиции канцлера Олафа Шольца, в которую входят Социал-демократическая партия Германии (Sozialdemokratische Partei Deutschlands, SPD), «Зеленые», а также либеральная Свободная демократическая партия Германии (Freie Demokratische Partei, FDP). В Тюрингии «социал-демократы» получили 6,1% голосов и заняли пятое место, а представители двух других партий и вовсе не смогли набрать 5%, необходимые для прохождения в парламент. В Саксонии ситуация была чуть лучше – «социал-демократы» заняли четвертое место с 7,3% голосов, а «Зеленые» с трудом, но сумели преодолеть 5-процентый барьер, набрав 5,1%. Однако эти результаты стали еще одним доказательством того, что правящая коалиция продолжает терять популярность на востоке страны, уступая голоса избирателей радикальным партиям.
Почему так происходит? Во многом «историческая победа» «Альтернативы для Германии» объясняется спецификой того региона, где проходили выборы. «В Восточной Германии гораздо больше анти-политических настроений, которые уходят корнями в эпоху перемен в 1990-х», — сказал социолог из Лейпцигского университета Йоханнес Кисс.
После воссоединения Германии в 1990 году восток страны оказался в худшем положении, чем более богатый запад. И более чем за 30 лет эта ситуация не изменилась. Согласно отчету Pew Research Center от 2019 года, в Восточной Германии ниже уровень жизни, выше безработица, меньше доходы и производительность труда. А рост цен на топливо после начала российско-украинской войны, инфляция и экономическая стагнация лишь усугубили ситуацию. И поскольку партии центра, которые и менялись у власти в стране с 1990 года, в особенности коалиция Шольца, не смогли разрешить указанные проблемы, жители восточных земель стали голосовать за радикалов, включая не только «Альтернативу для Германии», но и «Союз Сары Вагенкнехт», предлагающих простые и понятные решения.
Другой важный пункт, который привлекает избирателей с востока страны к «АдГ» — это вопрос миграции. Жители Восточной Германии, до сих пор обладающие сильной региональной идентичностью как «осси», очень обеспокоены массовым притоком мигрантов-мусульман с Ближнего Востока и Северной Африки, которых они воспринимают как чужаков, враждебных немецким ценностям. Согласно предвыборным опросам, респонденты в Тюрингии и Саксонии назвали миграцию одним из трех главных проблем, вместе с преступностью и «социальной защитой». По данным опроса для германского общественного телевидения, 81% избирателей согласны с утверждением «нам нужна принципиально иная политика в отношении беженцев и предоставления убежища, чтобы к нам приезжало меньше людей».
Всего за несколько дней до региональных выборов выходец из Сирии, которого подозревают в принадлежности к Исламскому государству (ИГ), зарезал троих человек и ранил еще нескольких во время фестиваля в городе Золинген на западе страны. Алис Вайдель обвинила в случившемся проводящуюся в Германии миграционную политику: «Вместо того, чтобы ломать голову над разными способами запретить ножи, мы должны, наконец, разобраться с проблемой в ее основе. Необходимо немедленно изменить миграционную политику». И подобные заявления находят отклик у избирателей, в особенности на востоке страны.
Не последнюю роль также сыграли и многочисленные попытки немецких властей запретить или ограничить деятельность «Альтернативы для Германии». В частности, органы внутренней разведки Германии называли местные отделения партии в Тюрингии и Саксонии экстремистскими организациями, стремящимися подорвать немецкую демократию. А сопредседатель SPD Саския Эскен поддержала запрет «АдГ» – для того, чтобы «встряхнуть избирателей» и вывести их из благодушного состояния. Правда, пока подобные меры привели лишь к обратному эффекту – чем больше избирателям говорят, что они как-то неправильно голосуют и поддерживают не тех политиков, тем больше растет популярность ультраправых.
Однако если с завоеванием голосов жителей Тюрингии «АдГ» справилась, то с формированием земельного правительства, даже несмотря на победу на выборах, будут явные проблемы. Для того чтобы сформировать правительство, ультраправым нужна поддержка других партий. А остальные партии, в особенности занявший второе место ХДС, уже заявили о том, что не будут создавать коалицию с «АдГ».
В этой ситуации за формирование правительства будут отвечать консерваторы, которым для этого потребуется сотрудничать с «Союзом Сары Вагенкнехт» и «Левой партией». Правда, ранее ХДС уже исключил вступление в альянс с «левыми». Остается BSW, которая фактически и является главным победителем прошедших выборов и теперь будет решать судьбу земельных правительств как в Тюрингии, так и в Саксонии.
Однако «АдГ», которая по результатам выборов в Тюрингии получила больше трети мест в ландтаге, сможет блокировать определенные решения, например, внесение изменений в конституцию земли или назначение судей, и наверняка будет всеми силами усложнять формирование правительства. Алис Вайдель уже заявила, что избиратели в Тюрингии и Саксонии дали ее партии «очень четкий мандат на власть». Она также призвала партии игнорировать слова канцлера Шольца, которые ранее призвал формировать правительственные коалиции без «АдГ», и сказала, что подобные действия «противоречат участию в голосовании больших слоев населения». «Преграды [участию ультраправых в органах власти] – это недемократично», — добавила она.
Однако, даже «АдГ» не удастся войти в земельные правительства Тюрингии и Саксонии, она уже оказала серьезное влияние на немецкую политику. В попытке вернуть себе популярность перед скорыми парламентскими выборами в сентябре следующего года правительство Шольца объявило о том, что примет жесткие меры по ограничению миграции. Однако пока желание сыграть на поле ультраправых не дало результатов – результаты выборов показывают, что если бы выборы в Германии проводились прямо сейчас, то «АдГ» заняла бы на них второе место, уступив ХДС, а «социал-демократы» получили бы третье место.
Кроме того, ультраправых все больше поддерживают молодые избиратели. На выборах в Тюрингии «АдГ» отдали свой голос 37% избирателей в возрасте 18-24 лет, а в Саксонии – 31%, что на 20% и 14% больше, соответственно, чем в 2019 году. А это означает, что ультраправые лучше партий центра работают именно с молодежью, которая только начинает или недавно начала голосовать, и в определенном смысле формируют будущее страны. И если в будущем значительная часть сегодняшних молодых людей поддержит «АдГ», то она сможет получить власть, несмотря на все искусственно созданные преграды.
Партии центра еще могут переломить ситуацию на выборах в ландтаг Бранденбурга, которые пройдут 22 сентября. Там ультраправые пока лидируют и могут получить 24% голосов, согласно опросам, но «социал-демократы» и консерваторы отстают всего на несколько процентов. Однако главная битва пройдет в сентябре 2025 года, когда состоятся парламентские выборы. И если «АдГ» одержит победу и на них, то помешать ей прийти к власти, отказавшись формировать коалицию с ультраправыми, будет уже гораздо сложнее.