Для сброса вашего пароля необходимо ввести ваш email или имя пользователя ниже.

Китайское предупреждение: почему США спасают Intel от краха

Легендарный производитель чипов сегодня переживает нелегкие времена. Intel значительно отстала от конкурентов в инновациях и терпит убытки. Однако неожиданно ее может спасти новое обострение отношений США с Китаем...

Для индустрии неожиданный уход генерального директора Intel Пэта Гелсингера означал, что корпорацию раздирают глубокие противоречия. Гелсингер — ветеран компании, проработавший в компании 30 лет (с 1979 по 2009 годы) и вернувшийся в 2021 году на пост гендиректора с амбициозной целью вернуть лидерство Intel в производстве полупроводников.

Хотя официально говорилось, что это его собственное решение, источники в компании утверждают, что совет директоров фактически вынудил Гелсингера уволиться. Совет был недоволен работой гендиректора по нескольким причинам: несмотря на усилия Гелсингера, его план по восстановлению Intel не принес быстрых результатов.

За последний год репутация Intel серьезно пострадала: падение стоимости акций Intel и негативные прогнозы аналитиков усилили давление на совет директоров. В течение последнего года в СМИ выходили публикации, критикующие руководство Гелсингера и ставящие под сомнение его стратегию.

В итоге к концу года компания оказалась в неважном состоянии: во втором квартале 2024 года Intel зафиксировала уже чистый убыток в размере $1,61 миллиарда. Аналитики прогнозируют, что Intel понесет убыток в размере $3,68 млрд в 2024 году, что станет первым годовым чистым убытком компании с 1986 года. С начала 2020 года акции Intel упали почти на 70%.

Эксперты называют несколько ключевых факторов, которые способствовали упадку Intel. Когда-то бесспорный лидер рынка полупроводниковых технологий, за несколько лет компания оказалась в числе догоняющих разработчиков. Это произошло не сразу, но ошибки управления имели накопительный эффект.

Среди главных промахов компании можно назвать два: это отказ от предложения Apple стать поставщиком чипов для iPhone. В результате Intel уступила рынок мобильных устройств Qualcomm и другим производителям. Вторая глобальная ошибка — это отказ от покупки в 2005 году компании Nvidia, капитализация которой в 2024 году превысила $3 триллиона.

Сделав ставку на развитие собственной технологии — архитектуры чипов x86 — компания “проглядела” бум искусственного интеллекта и осталась на обочине инноваций. В то время как Nvidia благодаря развитию мощных графических процессоров активно инвестировала в разработку специализированных AI-чипов и стала лидером в этой области.

Наконец, третий промах — это отказ от инвестиций в амбициозный стартап в 2018 году, еще до начала ИИ-бума и появления ChatGPT. Эксперты отмечают, что технологии Intel стремительно устаревают, и вскоре, без решительных инвестиций, компания рискует оказаться аутсайдером, хотя до сих пор удерживает более половины рынка процессоров для ПК и серверов.

Нельзя сказать, что Intel не стремилась к инновациям. Гелсингер после возвращения в 2021 году представил амбициозный план по возвращению лидерства компании: проект получил название Five Nodes in Four Years (5N4Y). Стратегия предполагала быстрый переход через пять последовательных технологических узлов к передовой технологии производства чипов.

На этот план Intel потратила огромные средства, что привело к ухудшению текущих финансовых показателей. Однако технологический процесс так и не был налажен, а инженеры не уложились в сроки плана. Крупные клиенты, такие как Broadcom, Apple and Qualcomm, отказались от использования технологии: она просто не была готова к массовому производству.

Теперь Intel приходится рассчитывать только на своего главного защитника — американское правительство. В постоянной санкционной войне с Китаем Intel оказалась ценным активом для американских властей. В отличие от конкурентов, которые постепенно разделили разработку и производство процессоров и отдали последнее на аутсорс в азиатский регион, Intel до сих пор контролирует одновременно и технологическую, и производственную базы.

США заинтересованы в поддержке Intel, которая снижает зависимость американских компаний от тайваньского производителя TSMC. На фоне постоянной угрозы вторжения континентального Китая на остров сохранение Intel становится вопросом национальной безопасности. Для этого Конгресс разработал специальный закон CHIPS and Science Act. Intel является крупнейшим получателем финансирования в рамках этого закона.

Хотя компания пользуется щедрой бюджетной поддержкой, ее плачевное состояние вызывает сомнения в целесообразности таких больших вливаний. Например, вместо двух новых заводов в Огайо компания может достроить пока только один, также руководство уже провело масштабное сокращение персонала на 15 тысяч человек — и это не предел.

Неустойчивая финансовая ситуация Intel привела к появлению разговоров о ее скором поглощении. Покупкой заинтересовались конкуренты: среди потенциальных покупателей назывались Qualcomm и Arm. Но столь проблемный актив не так просто выкупить. И главным препятствием может быть Белый дом.

Тесное сотрудничество с правительством оказалось для Intel западней: финансирование, полученное в рамках CHIPS and Science Act, накладывает ограничения на продажу активов. Получается, что каким бы неопределенным ни было нынешнее состояние производителя, улучшить его с помощью раздела компании или продажи ее части не получится.

Эксперты надеются, что уход Гелсингера будет означать новую эру для компании, но пока остается неясным, какова стратегия производителя. Все, что пока может предложить временная команда — это реструктуризация и дальнейшее сокращение персонала. Вероятно, главным вызовом для Intel будет искусственный интеллект, но шанс может быть безвозвратно упущен. Стоит ли вкладываться в догоняющего игрока вместо инвестиций в лидеров отрасли? Для американского правительства этот вопрос — риторический.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 333
Регистрация: 22.06.2020