To reset your password, please enter your email address or username below.

«Конец эпохи»: проиграют ли консерваторы следующие выборы в Великобритании?

В конце 2024-начале 2025 года в Великобритании должны пройти следующие парламентские выборы. Результаты опросов общественного мнения в один голос отдают победу на них оппозиционной Лейбористской партии. Могут ли консерваторы во главе с премьер-министром Риши Сунаком переломить ситуацию и все-таки сохранить власть?

В конце 2024-начале 2025 года в Великобритании должны состояться следующие парламентские выборы. Срок полномочий британского парламента составляет не больше пяти лет, нынешний его состав впервые собрался 17 декабря 2019 года, соответственно, он будет автоматически распущен не позже 17 декабря этого года.

После роспуска парламента выборы должны пройти в течение 25 дней, поэтому они состоятся не позже января 2025 года. В то же время британский король Карл III может распустить парламент в любое время до этой даты, если этого потребует премьер-министр.

The Standard пишет, что в правительстве ходят слухи, что правящая Консервативная партия постарается отодвинуть дату выборов как можно дальше, поскольку по результатам опросов общественного мнения она серьезно отстает от оппозиционной Лейбористской партии, и попытается использовать это время, чтобы подготовиться.

В то же время есть версия, что выборы могут пройти и осенью. По словам представителя консерваторов в Палате лордов Хейворда, они могут состояться в октябре 2024 года. А, по данным The Independent, сам Риши Сунак хочет провести их в первые две недели октября.

Премьер-министр Великобритании Риши Сунак

Однако вне зависимости от даты проведения выборов они не сулят консерваторам ничего хорошего. Об этом говорят результаты февральских выборов в двух британских городах – Кингсвуде и Веллингборо.

В обоих городах свою должность покинули депутаты от Консервативной партии. В Веллингборо Питер Боун был отстранен из-за обвинений в издевательстве над своим сотрудником, а в Кингсвуде Крис Скидмор подал в отставку, протестуя против «зеленой» политики своего же правительства. Из-за этого и проводились выборы, которые в обоих случаях выиграли представители Лейбористской партии.

Так, в Кингсвуде консерваторы набрали 35% голосов, в сравнении с 56% на прошлых выборах в 2019 году. А в Веллингборо они и вовсе получили лишь 25%, по сравнению с 62% в 2019-м. По словам политолога из Университета Стратклайда Джона Кертиса, потеря голосов в Веллингборо для консерваторов стала наибольшей на всех подобных выборах со времен еще Второй мировой войны. По результатам выборов лейбористы заявили: «Люди хотят перемен и готовы поверить изменившейся Лейбористской партии, которая воплотить их в жизнь».

Не в пользу Консервативной партии говорят и результаты опросов. Так, по результатам «мега-опроса» компании YouGov, если бы выборы прошли в настоящее время, то консерваторы сохранили бы всего 169 мест в нижней палате парламента из нынешних 349, в то время как лейбористы получили бы 385 мест в сравнении с нынешними 199. Как пишет The Guardian, «это еще, возможно, оптимистичные оценки».

Согласно опросу Politico от 31 января 2024 года, Лейбористская партия получила бы на выборах 45%, а Консервативная – 24%. Причем эти результаты остаются довольными стабильными с начала 2023 года, несмотря на все многочисленные попытки правительства Сунака вернуть себе голоса избирателей.

Кроме того, модель New Statesman’s Britain Predicts прогнозирует, что если выборы пройдут в соответствии с результатами опросов, то лейбористы получат на них 410 мест, а консерваторы – всего 160. В результате у Лейбористской партии будет большинство в 170 мест, что лишь немного меньше, чем по результатам самых успешных для нее выборов 1997 года, когда она получила 179 мест.

На руку лейбористам работают и изменения в самой партии, которые произошли с приходом нового лидера Кира Стармера в 2020 году. Он дистанцировался от наследия своего предшественника Джереми Корбина и радикальных левых в партии, провел кадровые перестановки и заявил о принятии Брексита (выход Великобритании из Евросоюза), против которого лейбористы активно выступали раньше. При Стармере Лейбористская партия стала позиционировать себя как компетентную и стабильную альтернативу консерваторам, привлекая тем самым умеренных избирателей и увеличивая свою популярность.

Лидер Лейбористской партии Кир Стармер

Внутри же Консервативной партии продолжается раскол. Члены партии недовольны ее нынешним лидером Риши Сунаком по той причине, что он возглавил ее и правительство страны без выборов, оставшись единственным кандидатом после отказа всех остальных. Сам же Сунак вынужден разбираться с ошибками своих предшественников на посту премьера – Лиз Трасс и Бориса Джонсона, при этом балансируя между разными фракциями своей партии.

Так, в октябре 2023 года он отказался от проекта высокоскоростной железной дороги HS2, соединившего север и юг Англии, который был принят еще при премьер-министре Дэвиде Кэмероне. Это решение должно было успокоить правый фланг Консервативной партии, считавший проект ненужной тратой денег. Однако всего через пару недель Сунак назначил самого Кэмерона министром иностранных дел. В результате, учитывая репутацию Кэмерона как сторонника Евросоюза и противника Брексита, премьер разозлил тех самых правых консерваторов, которых и пытался успокоить.

Все это создало впечатление, что у Сунака нет четкого плана действий, и он просто пытается быть хорошим для всех фракций своей партии, что приведет к тому, что он не добьется поддержки ни одной из них. Но могут ли консерваторы переломить этот тренд и все же сохранить власть? Для этого необходимы серьезные реформы, на которые у партии по большому счету нет ни времени до следующих выборов, ни желания.

После своего прихода к власти Сунак представлял себя как «кандидата перемен» и говорил, что у него есть пять ключевых политических приоритетов: сокращение инфляции вдвое, развитие экономики, снижение госдолга, сокращение времени ожидания медицинских процедур от Национальной службы здравоохранения, а также борьба с нелегальной миграцией. И пока он смог добиться какого-то прогресса лишь по одной из этих целей – сокращении инфляции. Так, в ноябре 2023 года премьер заявил о снижении налогов на 10 млн фунтов стерлингов, и планирует и дальше снижать налоги до и после следующих выборов.

Фактически, единственная программа, которую Сунак предлагает избирателям – это достижение заявленных целей, если они позволят ему «закончить работу», проголосовав за него на выборах. Однако этого откровенно недостаточно. Возможно, переломить ситуацию мог бы большой упор на борьбу с миграцией, которая волнует консервативных избирателей. Однако, пока Сунак выступает против нелегальной миграции, его избирателей волнует реальная проблема слишком высокой легальной миграции. По результатам недавнего опроса BMG, избиратели, поддерживающие все британские партии, заявили, что считают темпы миграции в страну слишком большими.

И на поприще борьбы с миграцией Сунака побеждают оппоненты с правого фланга – ультраправая партия «Реформировать Соединенное Королевство» (Reform UK), которая выступает за снижение налогов и сокращение миграции. На недавних выборах в Веллингборо она получила рекордный результат в 13%, а в Кингсвуде – 10%.

В ответ на успех Reform UK премьер лишь отделывается заявлениями, что «голосование за любого, кто не является кандидатом от консерваторов, будь то представитель Reform UK или кто-то другой, — это голосование за Кира Стармера. Это фактически выбор между мной и ним, между консерваторами и лейбористами». Однако подобные заявления звучат откровенно жалко и не добавляют Сунаку популярности среди избирателей.

Сейчас ситуация в Великобритании, сложившаяся перед следующими выборами, очень сильно напоминает события 1997 года, когда консерваторы потерпели полное поражение перед лейбористами. В тот период британское общество тоже сильно устало от долгого правления Консервативной партии (тогда 18 лет, сейчас – 14, с 2010 года), рейтинг консерваторов упал из-за экономического кризиса в стране, в самой партии произошел раскол из-за несогласия с политикой правительства, и тогдашний премьер Джон Мейджор вел предвыборную кампанию очень вяло, что также напоминает Риши Сунака.

Неудачливый британский премьер в 1990-1997 годах Джон Мейджор

Конечно, ситуация еще может измениться, если правительство Сунака пойдет на резкую смену политического курса и покажет избирателям, что слышит их недовольство. Но пока поводов для подобных надежд довольно мало.

Автор публикации

Комментарии: 17
Публикации: 250
Регистрация: 08.10.2019