Коридор возможностей: начнет ли Алиев войну с Арменией?
Молниеносная военная операция Азербайджана в Нагорном Карабахе стала возможной из-за ослабления позиций России в регионе. Фактически Москва оказалась на стороне Баку, и Армения спешно ищет новых гарантов своей безопасности. Удастся ли Еревану найти надежных союзников? И остановится ли Алиев на достигнутом?
События развивались стремительно: Азербайджан в середине сентября начал наступление на территорию Нагорного Карабаха и всего за несколько дней сумел ликвидировать непризнанную республику. Большая часть ее руководства была арестована. Россия фактически не участвовала в урегулировании конфликта. Кремль заявил, что это внутреннее дело Азербайджана, так как боевые действия проходят на международно признанной территории этой страны. За две недели из Карабаха уехали около 100 тысяч армян. Премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал декларацию о признании территории Азербайджана, в которую входит Нагорный Карабах.
Формально Азербайджан объявил о достижении территориальной целостности страны, но завоевание Нагорного Карабаха не решило проблем между соседями. Остается вопрос заключения мирного договора. Пашинян заявил о готовности Еревана до конца года подписать документ при условии взаимного признания суверенитета и территориальной целостности. Армянский премьер предложил зеркально отвести войска к границам 1991 года. Эксперты заметили, что о посредничестве России в этих вопросах уже речи не идет.
Армения разочаровалась в России как гаранте стабильности в регионе. Никол Пашинян заявил, что не видит преимуществ в продолжении присутствия российских баз на территории страны. По его мнению, в конфликт в Нагорном Карабахе показал, что Москва не смогла выполнить свои союзнические обязательства. «Эти события, по сути, привели нас к решению, что нам необходимо диверсифицировать наши отношения в сфере безопасности, и сейчас мы пытаемся это сделать», — добавил армянский премьер.
В стране на постоянной основе находится 102-я российская военная база. Ее численность — около 3500 военнослужащих. Во время последнего конфликта Азербайджан верно рассчитал, что российские миротворцы не будут участвовать в боевых действиях. Присутствие российских военных воспринималось как сдерживающий фактор в регионе, однако теперь влияние Москвы сильно ослабло. Армения видит, что Россия не заинтересована в защите ее территории и ищет новых союзников, которые могли бы обеспечить безопасность страны.
Тревожным сигналом стало обращение госсекретаря США Энтони Блинкена к конгрессменов. Он сообщил, что войска Азербайджана в ближайшие недели могут вторгнуться в Армению, чтобы захватить юг страны и обеспечить связь с Нахичеванью. После встречи с Блинкеном конгрессмен Фрэнк Паллоне написал в соцсетях, что президент Азербайджана Ильхам Алиев «движется к своей цели — захватить южную Армению».
Поведение Алиева стало экстравагантным: азербайджанский президент понимает, что инициатива теперь на его стороне. Вскоре после ликвидации карабахской республики Алиев приехал в Нагорный Карабах и осмотрел столицу региона — город Степанакерт (который в Азербайджане называют Ханкенди). Власти распространили ролик, в котором глава Азербайджана идет по пустому городу и входит в бывшую республиканскую администрацию. В отдельном эпизоде Алиев в армейских ботинках по флагу Нагорного Карабаха.
Воинственные выпады сыграли свою роль. Пашинян сообщил, что Ереван готов разблокировать региональные коммуникации. Например, перезапустить Мегринскую железную дорогу, которая свяжет Армению с Азербайджаном, а Азербайджан — с ее эксклавом, Начихеванской автономной республикой. В течение всего конфликта азербайджанские власти добиваются создания в Сюникской области Армении Зангезурского коридора, который соединит страну с Нахичеванью. Вопрос заключается в делимитации границ, и здесь у сторон существуют новые претензии друг к другу.
Армянская сторона предлагает в качестве основы взять карты Генштаба СССР для процесса делимитации, но Азербайджан выступает против такого подхода. Отсутствие определенности, заявил Пашинян, может означать, что Баку готовит почву «для предъявления территориальных претензий к Армении и началу новой военной агрессии». Страна после ликвидации карабахской республики и охлаждения отношений с Москвой находится в уязвимом положении: в регионе не осталось надежных союзников, которые могли бы прийти на помощь в случае нового конфликта.
Ереван в авральном режиме пытается переизобрести стратегию безопасности. Сентябрьские события показали, что карабахская армия была фактически уничтожена: оснащенная остатками советского оружия, она не могли противостоять хорошо укомплектованной азербайджанской армии. Армянские военные также не смогли бы отразить неожиданный удар соседей — стране катастрофически не хватает современных вооружений.
В мае Армения заявила о срыве поставок российского оружия: Ереван не получил из России уже оплаченные заказы. В сентября деньги потребовали вернуть — около 400 миллионов долларов. В ответ Москва заявила, что возвращать нечего, так как контракты на поставку оружия пока не расторгнуты. Показательно, что Россия знала о готовящейся военной операции Азербайджана и фактически оставила Армению беззащитной.
Одним из новых гарантов на смену России могла бы выступить Франция. Министр обороны страны Себастьян Лекорню объявил, что Франция поставит «ряд вооружений» Армении, в том числе системы противовоздушной обороны. Однако это соглашение рискованно для обеих сторон. Вооружаясь, Армения тем самым повышает ставки в конфликте с Азербайджаном. Франция с ее долгосрочными планами поддержки Украины будет обеспечивать Армению оружием по остаточному принципу. Не стоит забывать и энергетический фактор: после отказа от поставок российского газа ЕС вынуждена договариваться с Баку.
Эксперты указывают, что все нынешние попытки урегулировать конфликт упираются в «проблему 2025 года». Именно тогда, согласно условиям мирного соглашения 2020 года, Армения и Азербайджан должны решить, продлевать ли мандат российской миротворческой миссии. Самый реалистичный сценарий: Баку будет стремиться радикально сократить миссию или вовсе от нее отказаться. После ухода армянского населения из Карабаха работа миротворцев становится символической, а присутствие российских военных в Армении уже не будут воспринимать всерьез.
Ослабленная войной с Украиной, Москва не может поссориться с Баку, так как Азербайджан — одна из немногих стран, которая до сих пор связывает Россию с остальным миром. Кроме того, это ключевой союзник Турции, которая сама играет важнейшую роль в российско-украинском конфликте. Алиев это понимает, и его агрессивная политика — попытка получить все, пока для этого есть возможности. «Проблема 2025 года» будет решена в его пользу, если Армения так и не найдет надежных союзников, а российско-украинская война будет продолжаться.
Тем не менее нельзя утверждать, что у Алиева полностью развязаны руки. Несмотря на предупреждения Блинкена, в Баку понимают: слабая позиция России и неопределенная реакция Евросоюза сыграли на руку в силовом решении карабахского конфликта. Завоевание Зангезурского коридора — это уже вторжение на суверенную территорию Армении, и санкции против Азербайджана будут неизбежны. Неожиданно спокойная реакция США на сентябрьские события и разразившийся ближневосточный конфликт создают впечатление, что до ситуации на Южном Кавказе никому нет дела. Но это лишь иллюзия.