Для сброса вашего пароля необходимо ввести ваш email или имя пользователя ниже.

Лучший друг в Белом доме: будет ли Трамп поддерживать Израиль после возвращения к власти

В ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп пообещал положить конец конфликтам в секторе Газа и Ливане, где Израиль противостоит военизированным группировкам ХАМАС и «Хезболла», которых поддерживает Иран. Ожидается, что новый президент США безусловно встанет на сторону Тель-Авива, поскольку его называют «лучшим другом Израиля в Белом доме». Но так ли все просто, и действительно ли Трамп полностью поддержит Израиль после возвращения к власти?

«Во время моего президентства на Ближнем Востоке был мир, и очень скоро он наступит вновь, – заявлял Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании на пост президента США, — я решу проблемы, созданные [вице-президентом] Камалой Харрис и [президентом] Джо Байденом, и положу конец страданиям и разрушениям в Ливане. Я хочу, чтобы на Ближнем Востоке вновь был установлен настоящий, прочный мир».

В то же время Трамп не представил четкий план того, как именно он собирается претворять свои громкие слова в жизнь, и чем его подход будет отличаться от политики прежней администрации Байдена. Однако определенные выводы можно сделать с учетом того, кого именно новый президент США хочет назначить в свою администрацию после того, как вступит в должность в январе следующего года.

Хотя некоторые эксперты предполагали, что во время своего второго президентского срока Трамп может отойти от «ястребиной» политики на Ближнем Востоке, его ожидаемые кадровые назначения говорят о том, что на посту президента он вряд ли перестанет оказывать помощь Израилю. Ведь ключевые должности в его будущей администрации могут занять активные сторонники Израиля, поддерживающие его действия в конфликте с «Хезболлой», ХАМАС и Ираном.

Так, кандидат на пост госсекретаря США Марко Рубио в ноябре этого года заявил в ответ на вопрос о том, поддержит ли он прекращение огня в секторе Газа: «Я хочу, чтобы они [Израиль] уничтожили каждую ячейку ХАМАС, которую смогут найти. Эти люди [боевики ХАМАС] – жестокие звери, совершившие ужасные преступления».

А будущий советник президента по национальной безопасности Майкл Уолтц в октябре 2024 года раскритиковал администрацию Байдена за то, что она «вновь оказывает давление на Израиль, заставляя его делать меньше, чем нужно», и сказал, что Тель-Авив должен был нанести удар по нефтезаводам и ядерным объектам в Иране в ответ на ракетную атаку со стороны Тегерана.

Кроме того, кандидат на пост американского посла в Израиле Майк Хакаби в феврале этого года заявил, что его переполняли эмоции после вторжения боевиков ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года. Он также назвал израильские поселения на Западном берегу реки Иордан (часть территории государства Палестина) воплощением библейских пророчеств в жизнь. «Я никогда не использую термин «Западный берег». Я считаю его оскорбительным. Речь идет об Иудее и Самарии (библейское название этой территории)», — сказал он.

В то же время, по мнению бывшего израильского премьера Эхуда Барака, несмотря на то, что Трамп собирается назначить «ястребов» на ключевые должности в своей администрации, он сам будет определять курс внешней политики, а остальные «будут преданно следовать за ним».

Кроме кадровых назначений, определенное представление о будущей политике Трампа в отношении Израиля и конфликта в Газе и Ливане дают его слова израильскому премьеру Беньямину Нетаньяху. По словам источников газеты The Times of Israel, еще в июле 2024 года Трамп заявил Нетаньяху, что хочет, чтобы Израиль завершил войну в Газе к тому моменту, как он вернется к власти, если победит на выборах, то есть к 20 января 2025 года.

Эту информацию подтверждает и бывший израильский дипломат в Нью-Йорке Алон Пинкас: «Трамп ясно дал понять Нетаньяху, что хочет завершить [войну в Газе] к 20 января, когда он вернется в Белый дом». В то же время, по словам источника The Times of Israel, Трамп не поставил перед Нетаньяху конкретные рамки, и в будущем вполне может поддержать действия израильской армии в Газе, если Тель-Авив официально объявит о прекращении военных действий.

Стоит отметить, что планы Трампа по прекращению конфликта к моменту его возвращения в Белый дом уже стали претворяться в жизнь. 26 ноября Израиль и «Хезболла» достигли соглашения о прекращении огня на территории Ливана после более чем года боевых действий. Правда, произошло это при посредничестве действующей администрации Байдена, поэтому этот успех Трамп никак не может записать на свой счет.

«Согласно достигнутому сегодня соглашению, которое вступит в силу завтра в 4 утра по местному времени, боевые действия на ливано-израильской границе будут прекращены. Это должно стать постоянным прекращением огня», — рассказал о соглашении Байден.

Он добавил, что в течение следующих 60 дней Израиль постепенно выведет свой войска из Южного Ливана, а эту территорию займет ливанская армия. По словам президента США, «Хезболле» не позволят восстановить инфраструктуру и угрожать безопасности Израиля.

После заключения соглашения представители США и Израиля выразили надежду на то, что потеря «Хезболлой» военной поддержки в условиях прекращения огня в Ливане сможет подтолкнуть и ХАМАС к мирным переговорам. И действительно, по словам представителя террористической группировки, ХАМАС готов достичь прекращения огня в Газе. «Мы сообщили посредникам в Египте, Катаре и Турции, что ХАМАС готов к соглашению о прекращении огня и серьезной сделке по обмену пленными», — заявил он, также обвинив Израиль в том, что он препятствует заключению такого соглашения.

Отметим, что представители группировки давно заявляют о том, что стремятся к прекращению огня, однако, по информации Тель-Авива, отказываются идти навстречу требованиям Израиля по освобождению заложников. А международные посредники утверждают, что позиция Израиля по поводу того, что его армия должна остаться в Газе, также мешает заключению соглашения, в результате чего мирный процесс зашел в тупик.

И теперь именно Трампу предстоит задача убедить Нетаньяху остановить военные действия в Газе в обмен на освобождение заложников, до сих пор удерживаемых боевиками ХАМАС. Пока израильский премьер отказывался от подобной сделки, заявляя, что это позволило бы террористической группировке выжить и дало бы понять, что Израиль потерпел поражение в войне.

По словам будущего пресс-секретаря Белого дома Каролин Ливитт, на посту президента Трамп «станет главным американским переговорщиком и будет добиваться того, чтобы невинные мирные жители, которых удерживают в качестве заложников, вернулись домой». Но чтобы добиться разрешения конфликта в Газе, Трампу нужно будет убедить Нетаньяху смягчить свои требования и пойти на компромисс. Однако этому могут помешать два обстоятельства.

Во-первых, несмотря на то, что ранее Нетаньяху называл Трампа «лучшим другом, который когда-либо был у Израиля в Белом доме», в последние годы отношения между ними несколько «охладились». Когда Трамп проиграл президентские выборы в 2020 году, он, возможно, был раздражен тем, что израильский премьер поздравил Байдена с победой. А после вторжения ХАМАС в октябре прошлого года Трамп раскритиковал Нетаньяху за неподготовленность к нападению, заявив, что этого бы не произошло, если бы президентом США был он.

И, во-вторых, несмотря на ожидания того, что израильский премьер будет более уступчив по отношению к Трампу, чем к Байдену, сейчас он находится в более сильной позиции внутри страны и лучше способен противостоять давлению со стороны США. Благодаря успешным военным кампаниям против «Хезболлы» и ХАМАС Нетаньяху укрепил поддержку в своем правительстве, и вполне может остаться у власти как минимум еще на год.

Кроме того, Нетаньяху вполне откровенно заявляет, что собирается продолжить военные действия против «Хезболлы», несмотря на любые соглашения о прекращении огня, а в его правительстве открыто обсуждает аннексию Западного берега реки Иордан. Все это противоречит планам Трампа не только по установлению «прочного мира» на Ближнем Востоке, но и по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией как ключевыми союзниками США в регионе.

Поэтому отношения между Нетаньяху и Трампом после возвращения последнего к власти в январе следующего года могут быть вовсе не такими дружественными, как ожидается. Новый президент США, скорее всего, не перестанет поддерживать Израиль, что касается и действий израильской армии в Газе.

Однако он заинтересован в том, чтобы как можно быстрее завершить конфликты на Ближнем Востоке, чтобы перейти к нормализации отношений между своими союзниками в регионе. Поэтому давление на Израиль со стороны США вполне может возрасти, даже если это не понравится сторонникам Тель-Авива в самой администрации Трампа.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 121
Регистрация: 21.10.2019