Маск воюет с Бразилией и защищает ультраправых
Противостояние бизнесмена и бразильских властей достигло высшей точки, когда Маск заявил, что не собирается выполнять требование суда и блокировать аккаунты ультраправых политиков. В ответ суд пригрозил блокировкой соцсети в стране.
Верховный суд Бразилии начал официальное расследование в отношении владельца соцсети X Илона Маска. Бизнесмена обвиняют в препятствовании осуществлению правосудия. Ранее судья Адександр де Мораес распорядился заблокировать аккаунты нескольких ультраправых активистов, сторонников бывшего президента страны Жаира Болсонару. Соцсеть выполнила требование, однако Маск впоследствии разблокировал профили, призвал де Мораеса «уйти в отставку». Руководство X заявило, что блокировка нарушает конституцию страны.
Еще в 2019 году де Мораес возглавил расследование в отношении так называемых «цифровых кочевников»: распространителей дезинформации, которые по заданию разных политических группировок нападают в соцсетях на представителей власти. Он же в марте 2022 года распорядился приостановить работу Telegram в стране из-за волны дезинформации на платформе. Сторонники считают судью спасителей нации: перед вторым туром президентских выборов в октябре 2022 года де Мораес в ручном режиме запрещал фейковые публикации в соцсетях.
Хотя список заблокированных аккаунтов неизвестен, по данным СМИ, ограничения касались профилей ультраправого политика Аллана душ Сантоса, который бежал из страны в 2020 году, чтобы избежать суда. Его обвиняют в распространении дезинформации. Также в списке якобы популярный правый блогер Бруно Аюб, известный под ником Монарк, и миллиардер Лучано Ханг. Все они — сторонники бывшего президента Жаира Болсонару, который проиграл на предыдущих выборах левому кандидату, также бывшему президенту Луле да Силве.
Скандал вокруг блокировок происходит на фоне расследования попытки штурма парламента Бразилии. Еще во время первой предвыборной гонки в 2018 году Болсонару активно использовал WhatsApp для распространения дезинформации. В 2022 году ситуация повторилась. После поражения кандидата его сторонники начали распространять заявления о масштабных фальсификациях и 8 января 2023 года попытались пробраться внутрь парламента. Их атаки отбила полиция, а власти начали арестовывать радикалов.
Маск заявляет, что он не отступит. «Мы, вероятно, потеряем все доходы в Бразилии и будем вынуждены закрыть там наш офис. Но принципы важнее прибыли»», — заявил он. Для бизнесмена это не первый скандал, связанный с разблокировками: вскоре после покупки соцсети он разблокировал аккаунты нескольких ультраправых политиков, а затем предложил амнистию запрещенным пользователям. Среди них был известный блогер Эндрю Тейт, которого в июне 2023 года арестовали в Румынии вместо с его братом. Им предъявили обвинения в изнасилованиях и торговле людьми.
Скандал в Бразилии — лишь один из примеров, как Маск помогает крайне правым движениям по всему миру. Возвращение радикалов на платформу приводит к повышению ненависти среди пользователей и поляризации. Эксперты с тревогой отмечают, что устойчивость демократических институтов в разных странах теперь может зависеть от мнения американского миллиардера. В Бразилии свобода слова не абсолютна и не закреплена в конституции, поэтому регулирование публичного поля зависит во многом от судов. И, как оказывается, позиции владельцев соцсетей.
Судью де Мораеса считают защитником демократии, но его критики — чаще всего это правые активисты, которых он преследует — заявляют, что судья выходит за рамки своих полномочий. Другие платформы предпочитают договариваться с судом и выполнять его требования: потеря бизнеса в стране может быть слишком высокой ценой, поскольку Бразилия — крупный цифровой рынок. Facebook, WhatsApp и Youtube могут даже противоречить собственным корпоративным правилам, чтобы не конфликтовать с властями. Но Маск позволяет себе игнорировать любые требования.
Таким образом миллиардер создает прецедент: экстремисты, давно заблокированные на других площадках, теперь надеются на его покровительство и действуют в X, поскольку соцсеть защитит их от местных законов и общественного мнения. Бразилия стала своеобразным полигоном для вмешательства в местную политику и бизнес. Проблема в том, что для Илона Маска его соцсеть стала идеологической трибуной, и он готов тратить огромные ресурсы, чтобы устанавливать свои правила игры.