«Мнения разделились»: как россияне относятся к поправкам в Конституцию?
Близится день общероссийского голосования по поправкам в Конституцию, которое пройдет 1 июля 2020 года. Изначально его назначили на конец апреля, однако по причине распространения коронавируса и введения карантинных мер власти были вынуждены перенести голосование на два с лишним месяца вперед. Повлиял ли период самоизоляции на отношение граждан к поправкам, и как сейчас россияне относятся к самой идее изменения Конституции?
Первоначальная поддержка
Для начала необходимо заметить, что еще до предложений Президента России Владимира Путина по изменению Конституции в январе 2020 года, большинство россиян поддерживали саму идею внесения в нее поправок. Так, опрос Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), проводившийся в ноябре-декабре 2019 года, показал, что 68% граждан страны считали, что Основной закон вполне можно пересматривать и вносить в него изменения. Количество же тех, кто придерживался противоположного мнения, составляло всего 17%. То есть российское общество к изменению Конституции было готово, и Президент своим январским предложением в определенном смысле ответил на запрос самих граждан.
По мнению экспертов, Основной закон у наших соотечественников никогда не вызывал особого почитания. Согласно проводившемуся в январе этого года опросу «Левада-центра» 30% респондентов придерживались мнения, что Конституция не играет значительной роли в жизни государства, так как с ней мало кто считается. А хорошо помнили ее текст, по данным февральского опроса, вообще лишь 8%.
Большинство из тех, кто поддерживал изменение Конституции, хотели с помощью этого добиться решения своих насущных социальных проблем. Так, 92% и 83% опрошенных в феврале 2020 года считали самыми важными поправками те, что касались индексации пенсий и величины МРОТ, соответственно. То есть граждане ждали от власти повышения пенсий, социальных выплат и зарплат. И первые президентские предложения затрагивали именно эти вопросы. Неудивительно, что сначала изменение Основного закона поддержали, по оценкам экспертов, 80-90% опрошенных, ведь власть говорила людям именно то, что от нее хотели услышать.
При этом и сами россияне нередко видели в поправках именно то, что им хотелось увидеть. Так, в феврале 2020 года 15% опрошенных называли одной из поправок помощь семьям и детям, о которой президент говорил в своем послании от 15 января, однако в самом списке изменений такого пункта не было. В будущем власть, вероятно, по причине популярности этого предложения все-таки добавила в окончательный вариант поправок государственные обязательства по защите детей.
Путин выступает перед Федеральным Собранием 15 января 2020 года
Что же касается политических поправок, то некоторые из них россияне тоже поддерживали, пусть и менее активно. Так, в феврале этого года 64% респондентов поддержали запрет занимать пост президента более двух раз, а 58% высказались в пользу закрепления в Основном законе статуса Государственного совета.
Стоит заметить, что многие граждане России с самого начала конституционной реформы были настроены к ней достаточно цинично. Еще в январе 47% опрошенных полагали, что поправки вносятся в Конституцию для того, чтобы Путин мог усилить свою власть и сохранить ее и после 2024 года. А 44% верили его словам о том, что поправки необходимы для совершенствования государственной системы в интересах населения.
В целом соцопросы показали, что большинство россиян понимали, что изменение Конституции происходит, прежде всего, для того, чтобы власть могла в своих интересах исправить политическую систему, но были согласны с этим в обмен на социальные гарантии.
Крайне спорное «обнуление»
В ходе дальнейшей конституционной реформы изначальный проект поправок изменялся в соответствии с новыми предложениями, однако они, по мнению экспертов, уже не вызывали у россиян такого интереса. Но ситуация изменилась после того, как в марте 2020 года появилась идея «обнулить» президентские сроки для Владимира Путина.
Это предложение вызвало в обществе настоящий раскол. По данным мартовского опроса «Левада-центра», 46% хотели бы видеть Путина на посту президента после 2024 года, а 40% − нет. По мнению экспертов, данная инициатива стоила главе государства нескольких процентов рейтинга, который с февральских показателей в 69% снизился до 63% в марте. Стало даже казаться, что подобное настроение в обществе ставит под угрозу судьбу всей конституционной реформы.
Опросы показали, что обнуление президентских сроков в основном поддерживали жители маленьких городов и сел, пенсионеры и благополучные граждане, узнающие новости из телевизора. Против же выступила молодежь из крупных городов, образованные активные пользователи интернета и граждане с небольшим доходом.
Против закономерно выступила и оппозиция. А вот сторонники действующего президента, по мнению экспертов, к единому мнению не пришли – обнуление из них поддержали 2/3.
Митинг противников Путина
Это практически полярное разделение мнений можно объяснить общим падением рейтинга Путина за последние несколько лет. Как считают эксперты, большинство россиян все еще оценивают его заслуги перед страной в положительном ключе, но вот доля тех, кто желал бы дальнейшего пребывания Путина на посту президента, за последние два-три года серьезно снизилась, достигнув упомянутых 46%.
По этой причине власть довольно долго не хотела переносить дату общероссийского голосования, назначенного на 22 апреля, так как любое промедление на фоне усиливающегося экономического кризиса и ухудшения уровня жизни населения грозило непредсказуемыми результатами. Однако голосование в условиях пандемии коронавируса и связанного с ней карантина все же пришлось перенести.
Карантинное спокойствие
По мнению экспертов, полуторамесячный карантин стал для власти очень выгодной мерой. С одной стороны, за это время граждане могли успокоиться, и в определенной степени смириться с обнулением президентских сроков. А с другой, сама власть получила время для того, чтобы отвлечь людей от поправки, которая вызывает такой негатив.
Собственно, сама поправка, затрагивающая обнуление, написана таким образом, чтобы неподготовленный человек без юридических знаний с трудом смог бы понять ее смысл. Более того, на официальном государственном сайте, где рассказывается о поправках, она и вовсе сначала отсутствовала.
На эту странность обратили внимание СМИ, и только после этого поправка все-таки попала на сайт (п.3 ст. 81). Но и сейчас предложенные изменения составлены так, чтобы понять их суть было непросто.
На граждан же обрушился вал пропаганды, вещающей о социальной значимости конституционной реформы. В дело даже пошел черный пиар. Самым ярким его примером стал знаменитый ролик о том, что если не проголосовать «за», то в России будущего гей-пары получат возможность усыновлять детей. Однако в нашей стране однополые браки по действующему законодательству уже фактически запрещены, как и усыновление детей однополыми семьями, поэтому данный ролик направлен только на аудиторию, абсолютно не знающую российские законы.
Кроме непосредственной пропаганды в пользу поправок, на руку власти играет и запрет на проведение массовых мероприятий, установленный в период карантина. В результате него противники конституционной реформы лишились важного средства как для объединения сторонников, так и для продвижения своей точки зрения среди всего населения страны.
Российская оппозиция, как системная, так и несистемная, не сумела выработать единую стратегию поведения и объяснить своим сторонникам, что же им необходимо делать. Так, Навальный, партия «Яблоко» и движение «Левый фронт» сейчас выступают за достаточно странную формулу: «участвуем только в выборах, а в их отсутствии и имитации – нет». Сам же главный российский оппозиционер высказывается в том духе, что главное – не признавать голосование по поправкам, а дискуссия о бойкоте не имеет смысла.
То есть часть оппозиции выступает за бойкот, другая – против него, а третьи собираются устраивать протесты в интернете. В результате оппозиция расколота и дает власти все шансы получить нужный ей результат даже без массовых фальсификаций.
В целом карантин дал власти нужную ей передышку, позволил гражданам успокоиться по вопросу обнуления президентских сроков и закрепил сложившееся в российском обществе отношение к поправкам.
Будущее голосования
В начале мая «Левада-центр» проводил соцопрос, посвященный участию в общероссийском голосовании и поддержке поправок в Конституцию. Согласно его результатам, участвовать были готовы 65% граждан России. 47% респондентов проголосовали бы за поправки, а 31% – против. 22% тогда еще не определились.
По мнению экспертов, сторонники поправок, которые не составляют большинства, тем не менее, объединены, мобилизованы и хотят принять участие в голосовании. Власть же со своей стороны использует все возможности агитации для того, чтобы эти люди пришли на избирательные участки.
Противники же поправок разобщены, а их значительная часть, согласно экспертам, вообще не хочет идти голосовать. Не последнюю роль здесь играют и оппозиционные лидеры, так и не сумевшие договориться касательно того, нужно голосовать, или нет. Хотя именно сейчас им следовало бы побороться за голоса тех 22%, кто еще сомневается в выборе.
Согласно действующему Закону о поправке к Конституции РФ, изменения Основного закона вступят в силу в том случае, если на общероссийском голосовании за них проголосует более половины от всех, кто пришел на избирательные участки. Соответственно, власти необходимо убедить как можно больше своих сторонников и зависимых от нее людей прийти и проголосовать, поскольку сейчас их количество не дотягивает даже до 50%. А также ей нужно переманить на свою сторону тех, кто еще не определился с выбором. И, по мнению экспертов, власть с этим вполне может справиться.
До общероссийского голосования 1 июля остается около двух недель, и за это время кампания против поправок в Конституцию еще может набрать обороты. Однако для этого оппозиция должна выработать единую позицию и, наконец, объяснить своим сторонникам, нужно ли им вообще идти и голосовать. Однако даже в этом случае у нее остается слишком мало времени для того, чтобы изменить общественное мнение в свою сторону. В связи с чем можно сделать вывод, что поправки в Конституцию с большой долей вероятности будут приняты. Однако победа власти вряд ли будет абсолютной – поддержки подавляющего большинства, как показывают опросы, у нее уже нет.
Люди разрознены в своих пожеланиях. И результат предстоящего голосования покрыт мраком.
Всегда пик активности политических споров приходится на предвыборное время.
Экзитпол никогда не останется без работы. Они себе какую-нибудь статистическую работу всегда отыщут.
Слоган – “а ты уже определился?”… Как никогда кстати.
Еще чуть-чуть и узнаем сколько людей пришли на выборы, и как проголосовали. Вряд ли можно гадать об этом сейчас. Мало ли что может случиться…
Сомневаюсь, что 50% от тех людей, которые придут на выборы, проголосуют “за”. Но, что гадать – скоро увидим.
Можно по разному относиться к поправкам. Главное, что покажет голосование. От этого будет зависеть жизнь людей и их благосостояние.
Соцопросы могут быть приблизительно верными. Мнение человека о чем либо может измениться за минуту. Дождемся результатов выборов.
Никогда не доверял результатам социальных опросов и тем, которые их проводят. Мало ли кто и что может сказать напрямую. А вот выборы – это уже факт.
Еще 11 дней и все дискуссии о поправках канут в лету. А там посмотрим, как “за” или “против” отразятся на жизни народа.
Оппозиция, как обычно, грызется между собой и ничего путного у них не получается. Хорошо, что есть поддерживающие Путина, они и проявляют свою гражданскую позицию, используют свои гражданские права и именно эти люди двигают настоящую, истинную демократию
“За” проголосует большинство также, как и голосует за Путина.
За внесение поправок, несмотря на призыв ЦК партии, планируют проголосовать 43%, против — 39%.
Возмущаются в основном диванные критики, которые не в состояние ничего изменить. Какие кандидатуры предлагаются вместо Путина? Только чтобы не он. Вот придёт другой и заживем.