To reset your password, please enter your email address or username below.

«Нефтяной барон»: действительно ли Игорь Сечин обладает огромнейшей властью?

#ПереводБезЦензуры

Март был самым жестоким месяцем для одного из самых доверенных лиц президента России Владимира Путина — Игоря Сечина, главы государственной нефтяной компании «Роснефть». Недавно он заявил, что компания продала свои доли в венесуэльских энергетических компаниях после того, как Соединенные Штаты задействовали свой санкционный пакет.

Это произошло после переговоров России и Саудовской Аравии по поводу спроса и цен на нефть, которые существенно пострадали из-за мировой пандемии коронавирусной инфекции. Эр-Рияд отказался уступать, нефть серьезно упала в цене, и Россия была вынуждена согласиться на рекордные сокращения. Для Кремля, бюджет которого в значительной степени зависит от высоких цен на нефть, этот результат угрожает многолетнему экономическому процветанию и, возможно, политической стабильности Путина. Многие эксперты полагают, что ответственность за последние события события лежит на плечах именно Сечина.

Восхождение

Для критиков Сечина сейчас идеальное время позлорадствовать. Российский экономист и профессор Чикагского университета Константин Сонин недавно заметил, что эра Сечина в «Роснефти» запомнится именно этим кризисом, как и первые годы его работы. Хотя это вряд ли повлияет на его завидное положение в качестве одного из самых влиятельных людей в России, сказал Сонин Радио Свобода.

Путин ценит лояльность, сказал Сонин. И лишь немногие были так верны президенту (и так долго) как 59-летний Игорь Иванович. Когда Путин работал в мэрии Санкт-Петербурга в 1990-х годах, его на тот момент жена Людмила была серьезно ранена в автомобильной аварии. Тогда именно Сечин был направлен на место ДТП чтобы оказать помощь. В Москве, когда Путин был назначен исполняющим обязанности президента после отставки Ельцина 31 декабря 1999 года, Сечин был назначен заместителем главы администрации президента.

В июле 2004 года Сечин вошел в совет директоров «Роснефти», тогда сравнительно небольшой фирмы, производящей всего 20 миллионов тонн (140 миллионов баррелей) нефти в год. Сегодня компания производит более чем в 10 раз больше, что делает ее вторым по величине производителем нефти в мире после Saudi Aramco.

В течение этого периода правительство Путина предприняло один из самых последовательных шагов президентства Путина: преследование основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского, тогда самого богатого человека России. Именно активы этой компании, по мнению ряда экспертов, были основой для роста «Роснефти» после рейдерского захвата.

В октябре 2003 года Ходорковский был арестован по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Правительство пошло на национализацию ЮКОСа, и лучшие активы компании были в конечном итоге приобретены «Роснефтью». Сечин в интервью Financial Times пять лет спустя отверг идею о том, что дело против Ходорковского было политически мотивированным, и что активы ЮКОСа были экспроприированы, заявив, что «Роснефть» заплатила за них довольно высокую цену.

Таким образом, для руководителя крупнейшей энергетической компании стали открываться огромные перспективы. В дальнейшем они полностью были реализованы не без помощи того, кому Игорь Иванович был полностью предан — Путина.

Гуцериев не в доле

Когда компания Ходорковского была ликвидирована, в 2005 году меньший нефтяной производитель «Русснефть» приобрел 50-процентную долю в одной из сибирских дочерних компаний ЮКОСа. «Роснефть» в том же году предложила «Русснефти» обменять свою 50-процентную долю в подразделении ЮКОСа на долю в дочерней компании. Владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев заявил, что сделка была невыгодной, и отклонил ее.

Год спустя следователи появились в офисе Гуцериева по результатам налоговой проверки, которая могла вылиться в арест активов компании. Чтобы избежать судебного преследования, нефтяной магнат покинул страну в 2007 году, а уже в следующем «Роснефть» подала в суд иск о возмещении убытков на 200 миллионов долларов.

ТНК-BP

В 2012 году, когда Путин вернулся на пост президента после четырехлетнего пребывания на посту премьер-министра, Сечин стал президентом «Роснефти». Несколько месяцев спустя он объявил, что компания приобретет третьего по величине производителя нефти в России, ТНК-BP.

Сделка на 55 миллиардов долларов была завершена после того, как «Роснефть» получила десятки миллиардов долгов от западных кредиторов. Но тогда цены на нефть колебались на уровне 100 долларов за баррель, а к концу 2014 года они упали примерно вдвое.

В 2014 году Россия аннексировала украинский Крымский полуостров и разожгла сепаратистскую войну на востоке Украины. В ответ Запад ввел масштабные экономические санкции, которые не позволили «Роснефти» возвратить свои огромные долларовые долги. Компания была вынуждена заключить сложную сделку, которая заключалась в продаже корпоративных облигаций на 625 млрд. рублей (14 млрд. долларов США) — рекордная для России в то время сумма.

Это была огромная и непрозрачная сделка, которая напугала валютных трейдеров и привела к падению курса рубля. По оценкам Сонина, потери «Роснефти» при приобретении ТНК-BP были больше, чем все российские приватизационные сделки 1990-х годов вместе взятые с учетом долларовой инфляции. Сегодня «Роснефть» стоит 48 миллиардов долларов, то есть меньше, чем цена, которую она заплатила за ТНК-ВР, а ее акции сейчас стоят около 60 процентов от их цены первичного размещения.

Впрочем, определенные финансовые потери никак не сказались на мощи и власти — «Роснефть» как была, так и осталась крупнейшим мировым поставщиком, а это открывало перед конкретно Сечиным огромные возможности, вплоть до манипулирования рыночными ценами с политическими целями. С другой стороны, именно с 2014 года эта «нефтяная власть» начала понемногу ослабевать.

Дальнейшие поглощения

В период с 2013 по 2017 год «Роснефть» продолжила приобретение активов. Было потрачено около 22 миллиардов долларов. Одной из таких покупок стало приобретение 50-процентной доли в «Башнефти», региональной нефтяной компании, имеющей одни из самых современных нефтеперерабатывающих мощностей в стране. Через суд удалось добиться полного поглощения компании.

В то время как «Роснефть» готовилась приобрести долю «Башнефти», некоторые государственные чиновники публично высказались против этого. Они утверждали, что приобретение государственной компании «Башнефть» сводит на нет понятие приватизации. Среди тех, кто был против этой сделки, был тогдашний министр экономики Алексей Улюкаев, член так называемого либерального лагеря в правительстве России. В ноябре 2016 года, через месяц после того, как российское правительство неохотно одобрило покупку «Роснефтью» «Башнефти», Улюкаев был арестован в штаб-квартире компании по обвинению в получении крупной взятки в размере 2 миллионов долларов.

Венесуэла

В течение многих лет Сечин сталкивался со всеми крупными фигурами в российском нефтегазовом секторе, но, как глава ведущей нефтяной компании государства осуществлял проекты, которые часто движимы не интересами акционеров, а очевидными политическими требованиями, такими как инвестиции в Венесуэлу.

В Венесуэле «Роснефть» была в авангарде попыток России добиться управления страной, что стало частью более крупного плана Москвы по восстановлению себя на мировой арене. «Роснефть» стала партнером венесуэльской государственной PDVSA и одолжила компании миллиарды долларов, причем даже в то время, когда южноамериканская страна погрузилась в экономический хаос.

В июне 2019 года на главном российском форуме инвесторов в Санкт-Петербурге Сечин подверг критике внешнюю политику Вашингтона и применение нефтяных санкций против таких стран, как Венесуэла. Через восемь месяцев после этого выступления Вашингтон ввел санкции в отношении «Роснефти» за помощь Венесуэле в обход нефтяного эмбарго США. Некоторые китайские фирмы, опасаясь американских санкций, прекратили торговлю с «Роснефтью», что стало серьезным ударом. В марте «Роснефть» была вынуждена продать свои венесуэльские активы другой российской государственной компании.

Таким образом Сечину пришлось уступить, чего он делать не привык. Впрочем, это чуть ли не единственный пример за всю его карьеру, когда внешние обстоятельства оказались сильнее существующих возможностей. С другой стороны, «Роснефть» все еще остается крупнейшим игроком на мировом энергетическом рынке, так что у Сечина все еще есть вполне реальная, хоть и немного ослабевшая власть.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 50
Регистрация: 20.01.2020

  1. Endriy.sm

    В чем-то значит есть польза от Игоря Сечина, если он до сих пор, не смотря на значительное падение российской нефти на рынке, до сих пор занимает такую должность.

  2. Loki

    Посмотрим, как после значительных финансовых потерь, ответственные за это люди, будут восполнять ущерб и исправлять ситуацию.

  3. Genny.S

    Никак такой ход событий не назовешь успешным. Купили “ТНК-BP” за 55 миллиардов. А теперь вся “Роснефть” стоит 48. Какая-то явно кривая бизнес политика идет.

  4. SASA1990

    От подъемов и падений никто не застрахован, но существующую ситуацию нужно изменять в более выгодное русло.

  5. Oblivion

    На успех любого бизнеса влияют много разных моментов. Люди попросту не способны все вариации просчитать.

  6. Anna1984

    Если есть возможность не только удержаться на плаву, но и выплыть “с рыбой во рту”, то никто от такого не откажется. А в бизнесе все варианты возможны: как огромные прибыли, так и проигрыши.

  7. Nana1985

    Когда власть сосредоточена в одних руках, то и риск прогореть огромен. Но, думаю, что Сечину вряд ли грозит банкротство или что-то подобное, но помельче.

  8. Roman.Varnava

    Если Сечину позволяют иметь власть, то от такой возможности не стоит отказываться. Сидеть “на бочке с нефтью”, что может быть лучше?

  9. TwoPeak

    Сечин – умный мужик и операция по обузданию саудов прошла замечательно. Не его проблема, что мы так медленно слезаем с нефтяной иглы. Чем ниже стоит нефть, тем в итоге лучше будет наша экономика, хоть и придется пострадать некоторое время