«Ночной кошмар Евросоюза»: в Нидерландах победили крайне правые
На внеочередных парламентских выборах в Нидерландах победили крайне правые. Все в Европе вновь заговорили об угрожающем росте популярности правых и ультраправых партий. Но страну может спасти она сама — с помощью избирательного законодательства, которое не даст победителям способа сформировать свой кабинет.
Победу одержала Партия свободы (PVV) во главе с крайне правым и даже одиозным политиком Гертом Вилдерсом. Она получила 37 из 150 мест в парламенте страны. Для Нидерландов этот результат оказался шокирующим: ни от PVV, ни от Вилдерса никто не ожидал каких-то серьезных достижений. Обычно такие партии существуют в глухой оппозиции, а их лидеры выступают в роли «говорящих голов» на телевидении, шокируя зрителей хлесткими заявлениями. Но на реальную политику они не влияют.
Глава PVV лишь однажды приблизился к пику своей карьеры: когда он мог войти в правительство в 2010 году. Его партия поддержала правящую коалицию, сформированную нынешним премьером Марком Рютте. Тот находился во главе множества кабинетов более десяти лет — и этим летом был вынужден объявить об отставке из-за серьезного раскола в последней коалиции из-за миграционного вопроса.
Вилдерс выступает против иммиграции, ислама и членства страны в ЕС. За его привычку красить волосы журналисты прозвали политика «голландским Трампом». Жесткая риторика сделала Вилдерса фриковатой фигурой и оттолкнула его от мейнстримных партий. Взамен он получил постоянный риск покушений от экстремистов, поэтому последние 20 лет живет под круглосуточной охраной полиции.
Последние выборы показали, что радикал казался более миролюбивым ради расширения электората. Если раньше он разъезжал по европейским странам и показывал фильм, где критикует Коран, то теперь ограничивался заявлениями об «исламизации страны», пообещав, что не станет ничего делать, что бы противоречило конституции Нидерландов. Тактика оказалась выигрышной.
Программа PVV — типична для правых популистских партий в Европе. Она выступает за «сильные и гордые Нидерланды», закрытие границ для иммигрантов и приоритет для голландцев в получении работы и жилья. Отличием платформы Вилдерса стало требование выйти из ЕС и прекратить помогать кому бы то ни было. «Ноль голландских денег должны идти в Брюссель, Италию, Африку или куда-либо еще», — сказано в программе.
Его евроскептицизм Politico называет «худшим ночным кошмаром Евросоюза». Вилдерс добивается референдума по выходу Нидерландов из ЕС. Журналисты прозвали эту идею «некзитом» — по аналогии с британским «брекзитом». Политик считает ее ключевым положением программы PVV и не собирается отказываться от требования даже после победы на выборах.
Наконец, программа не обошлась без заявлений, которые нравятся любому избирателю: 20-процентное сокращение зарплат министров, депутатов парламента страны и Европарламента, обязательное налогообложение королевской семьи и уменьшение на те же 20% их содержания. А также снижение пенсионного возраста и увеличение льгот пенсионерам. И традиционные антиисламистские выпады.
Теперь Партия свободы достигла впечатляющего результата, который необходимо как-то использовать. Но в этом загвоздка, так как для формирования правящей коалиции партии требуется 76 мест. Это значит, что необходимо договариваться с другими депутатами. Из-за либерального избирательного законодательства коалиционное правительство в Нидерландах скорее правило, чем исключение. Вопрос в том, кто станет договариваться с Вилдерсом.
После ухода Рютте и поражения на выборах его Народной партии за свободу и демократию в голландском парламенте наступил период неопределенности. Новый лидер Дилан Йешилгёз-Зегреус не может претендовать на кресло премьера с 24 депутатами, но от нее может зависеть, кто это место займет. Она уже заявила, что готова сотрудничать с Вилдерсом, но не под его началом. То есть премьером он может и не стать, так как против него выступают и левые силы с 25 мандатами.
Остается партия «Новый социальный контракт» с 20 мандатами, ее голос может оказаться решающим в битве за новый кабинет. Сейчас все политики заняты арифметическими подсчетами: необходимо достичь заветной цифры в 76 мест. Процесс переговоров может затянуться на неопределенное время: например, на формирование последнего правительства Рютте ушел 271 день. Поэтому ждать появления нового премьера в этом году не стоит.
Далеко идущие последствия победа Вилдерса принесет для ЕС. К числу его единомышленников приписывают лидера французского «Национального объединения» Марин Ле Пен и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана — традиционных правых популистов. Приход Вилдерса к власти в Нидерландах может создать коалицию правых политиков в Европарламенте — и повестка ЕС может сильно измениться.