To reset your password, please enter your email address or username below.

Новая сделка на Ближнем Востоке: возможен ли скорый мир?

Неожиданное сближение Израиля и Саудовской Аравии привело к разговорам о новом «суперсоглашении», которое может положить конец арабо-израильскому конфликту. По крайней мере, такую цель обозначили стороны. Но реальность выглядит куда сложнее, чем желания политиков, и в первую очередь успех переговоров зависит от третьей стороны — администрации Байдена.

Наследный принц Саудовской Аравии и фактический правитель страны Мухаммед бен Салман назвал готовящееся соглашение крупнейшей исторической договоренностью со времен окончания Холодной войны. «Каждый день мы все ближе», — намекал принц на мирный пакт между странами. О наступлении исторического мира говорил и израильский премьер Биньямин Нетаньяху во время Генассамблеи ООН.

Проект мирного урегулирования на Ближнем Востоке должен стать внушительной победой американского президента Джо Байдена, которую он преподнесет избирателям во время предвыборной кампании. Хотя, по словам американских дипломатов, все стороны говорят громкие слова об историческом соглашении, на деле никакого договора до сих пор не существует на бумаге — идет активный переговорный процесс, которому пока не видно конца.

Главное препятствие, которое хотят преодолеть в Израиле, — это признание страны. Саудовская Аравия десятилетиями отказывалась устанавливать дипломатические отношения, пока не будет решен палестинский вопрос. Перспективы будущей сделки до сих пор туманны, так как сейчас в Израиле ультраконсервативное правительство, которое не намерено идти на уступки в этом вопросе. Палестино-израильские мирные переговоры были остановлены в 2014 году и с тех пор никаких подвижек не было.

Саудовская Аравия высказала свою позицию еще в 2002 году. Тогда король Абдалла предложил так называемую Арабскую мирную инициативу. Она предполагала примирение с Израилем в случае признания Палестины, ухода израильских военных с оккупированных территорий и возвращению к границе 1967 года. За такой вариант высказалась и Лига арабских государств. Тем не менее несколько арабских государств подписали в 2020 и 2021 годах отдельные «соглашения Авраама» с Израилем без соблюдения требуемых пунктов инициативы.

Официально Эр-Рияд до сих пор придерживается предложенного плана. Например, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан заявил, что палестинская проблема должна быть разрешена на основе известного принципа: «два государства для двух народов». «Соглашения Авраама» выглядят абстрактными, так как в них не было никаких конкретных шагов по урегулированию. Палестинское руководство и вовсе назвало их предательством.

Израиль формально также придерживается старой риторики. Во время своего выступления в ООН о нормализации отношений с арабскими странами премьер Нетаньяху показал карту, где палестинские территории входят в состав Израиля. По его словам, палестинский вопрос в переговорном процессе занимает гораздо меньше места, чем думают: Нетаньяху назвал их галочкой, которую просто необходимо проставить.

Неизвестно, как администрация Байдена сможет разрешить эти противоречия. Эксперты видят два пути: либо Нетаньяху придется искать новых партнеров по правительственной коалиции для компромисса с саудитами, либо Эр-Рияд будет довольствоваться обещаниями, а не реальными уступками Израиля. Известно, что бен Сальман не столь лоялен палестинцам, как его отец, однако полностью отказать помощи единоверцам он не может. Также наследный принц претендует на лидерство в регионе, поэтому одних обещаний Нетаньяху будет недостаточно.

Политологи отмечают, что США уделяли значительно меньше внимания Ближнему Востоку в последние годы и теперь намерены наверстать упущенное. После хаотичной дипломатии Трампа Штаты оказались перед растущим влиянием России и Китая в регионе, с которым приходится бороться. Кроме того, нерешенной остается иранская проблема, и в Вашингтоне с тревогой смотрят на военное сближение Тегерана и Москвы.

Для Байдена новая ближневосточная сделка — это весомый аргумент в предвыборной кампании и шанс привлечь влиятельных еврейских избирателей. Для саудитов соглашение станет еще одним шагом к доминированию в регионе, ради которого бен Салман тратит громадные средства. Прагматичный подход наследного принца предполагает новые правила, без традиционного деления на своих и чужих.

Ранее Эр-Рияд возобновил дипломатические отношение со своим региональным конкурентом Ираном при посредничестве Китая. То же самое произошло с Катаром. Неожиданными стали желание Саудовской Аравии присоединиться к блоку БРИКС и решение вернуть Сирию в Лигу арабских государств после 12 лет изоляции. Такая необычная открытость делает новое соглашение с Израилем возможным.

Участие американцев в переговорах может быть выгодно бен Салману: в обмен на признание Израиля тот получил гарантии безопасности для Саудовской Аравии в регионе и помощь в создании собственной ядерной программы. Ранее он заявил, что надеется на развитие программы мирного атома в стране и начала обогащения урана. «Если Иран получит ядерное оружие, мы тоже должны его иметь», — заявил принц.

Появление обогащенного урана у Саудовской Аравии и тем более собственной ядерной программы вряд ли нужно и израильтянам, и американцам. Но против тех и других играет время. При такой спешке Байдена переговорные позиции саудитов выглядят наилучшим образом. Без выигрыша не останется и Нетаньяху: сделка — это большой шаг в завершении арабо-израильского конфликта и дополнительные очки во внутренней политике.

Без значительной поддержки в Конгрессе Байден скован в действиях и может предложить саудитам либо стать ведущим союзником вне НАТО, либо заключить стратегическое соглашение по безопасности, что расширит сотрудничество в области обороны и разведки. Форма не так важна, как содержание: Эр-Рияд хочет договориться о системе безопасности, которая напоминала бы пятую статью устава НАТО, когда нападение на одну страну рассматривается как нападение на весь военный блок.

Хотя стороны активно наращивают связи, эксперты не ожидают значительного прорыва в отношениях между Израилем и Саудовской Аравией в ближайшие годы. Переговорный процесс скорее приведет к нормализации отношений, чем к окончательному решению арабо-израильского конфликта. Без весомых предложений президента США все может закончиться символическими обещаниями и ритуальными фразами. Вопрос заключается в том, как далеко готов зайти Байден ради победы на выборах.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020