Общее будущее: как прошел визит Си Цзиньпина в Сербию и Венгрию?
В начале мая 2024 года председатель КНР Си Цзиньпин отправился с первым за пять лет визитом в Европу. Посетив Францию, он отправился в Сербию и Венгрию. Как прошел визит китайского лидера, чего ему удалось добиться, и почему он выбрал именно эти две восточноевропейские страны для поездки?
Своим визитом Си Цзиньпин хотел, как считает The New York Times, по возможности ослабить союз между Европой и США и запустить создание новой международной системы, свободной от американского доминирования. Этим объясняется и выбор стран для визита – Франции, Сербии и Венгрии, которые с определенным негативом оценивают гегемонию Соединенных Штатов в мире, поэтому рассматривают Китай как необходимый противовес и стремятся развивать с ним экономические связи.
На переговорах с президентом Эмманюэлем Макроном во Франции Си Цзиньпин стремился минимизировать ущерб для экономического сотрудничества и предотвратить дальнейшее ухудшение отношений на фоне торгового конфликта с Евросоюзом, обеспокоенным проникновением дешевых китайских электромобилей на европейский рынок. И если его визит в Париж проходил в откровенно конфликтной обстановке, то в Белграде и Будапеште – главных союзников Пекина в Европе и участников китайской инициативы «Одного пояса и одного пути», лидера КНР ждал откровенно радушный прием.
Определенный антиамериканский посыл можно заметить даже в самой дате, когда Си Цзиньпин прилетел в столицу Сербии – 7 мая, в 25-летнюю годовщину того, как войска НАТО разбомбили посольство КНР в Белграде во время войны в Косово. Эти бомбардировки, за которые Белый дом впоследствии не слишком убедительно извинился, привели к смерти троих китайских журналистов и массовым протестам у американского посольства в Пекине.
«Для Си визит в Белград — это очень недорогая возможность задать вопрос, действительно ли Соединенные Штаты серьезно воспринимают международное право, — заявила директор азиатской программы Европейского совета по международным отношениям в Берлине Янка Эртель, — и спросить, а что насчет чрезмерной активности НАТО как проблемы для других стран?»
Прилетев в Белград, Си Цзиньпин встретился с президентом Сербии Александром Вучичем. В ходе встречи лидеры двух стран заключили соглашение о том, что будут строить «общее будущее». Сербия стала первой страной в Европе, подписавшей подобный документ с Китаем.
По результатам переговоров Си и Вучич заявили, что они «углубят и будут развивать всеобъемлющее стратегическое партнерство между КНР и Сербией» и «построят новую эпоху объединения с общим будущим между Китаем и Сербией». «Сегодня мы творим историю», — сказал сербский лидер толпе своих сторонников, собравшихся перед президентским дворцом в Белграде, чтобы поприветствовать Си Цзиньпина. Его сторонники аплодировали и кричали «Китай, Китай!».
Си Цзиньпин стал использовать термин «общее будущее» более 10 лет. Хотя это понятие может и не обозначать собой какую-то конкретную инициативу, эксперты считают, что оно имеет важное значение и является еще одним синонимом для обозначения альянса между той или иной страной и Китаем.
«Восемь лет назад Сербия стала первым всеобъемлющим стратегическим партнером Китая в Центральной и Восточной Европе, а сегодня она является первой европейской страной, строящей общее будущее с КНР, что полностью отражает стратегический, особый и высокий уровень отношений китайско-сербских отношений», — заявил Си Цзиньпин после встречи с Вучичем.
В свою очередь сербский лидер сказал, что КНР и Сербия «переходят от стратегических отношений, благодаря которым нам удалось укрепить наши двусторонние связи, к совместному будущему наших двух стран». Вучич также добавил, что с 2020 года Китай является крупнейшим иностранным инвестором в сербскую экономику, и что его инвестиции выросли в 30 раз за прошедшие десять лет. Соглашение о свободной торговле, которое Сербия подписала с КНР в прошлом году, гарантирует беспошлинный экспорт сербских товаров в Китай в течение следующих пяти-десяти лет, заявил он.
Си Цзиньпин сказал, что Пекин готов импортировать больше высококачественной сельскохозяйственной продукции из Сербии и приветствовал бы увеличение числа прямых рейсов из Белграда в китайские города. Кроме того, лидеры двух стран подчеркнули, что будут поддерживать суверенитет и территориальную целостность друг друга. На практике это означает, что Сербия рассматривает Тайвань, который Пекин считает своей отколовшейся провинцией, как часть Китая, а КНР, в свою очередь, рассматривает Косово, провозгласившее независимость в 2008 году, часть Сербии.
«Мы будем совместно противостоять гегемонии и политике силы», — заявил Си Цзиньпин, явно намекая на политику США.
По завершению своего визита в Белград китайский лидер отправился в Будапешт, где его также ждал радушный прием. В столице Венгрии Си Цзиньпин встретился с премьером страны Виктором Орбаном. На переговорах стороны подписали несколько соглашений об углублении своего экономического и культурного сотрудничества. После встречи лидеры двух стран объявили о формировании «всепогодного партнерства» между Китаем и Венгрией, которое откроет новую эру экономического сотрудничества. Также Орбан заявил о «постоянной, непрерывной дружбе» между Китаем и Венгрией с момента его прихода к власти в 2010 году и пообещал, что Будапешт продолжит принимать китайские инвестиции.
«Я хотел бы заверить председателя КНР, что Венгрия продолжит предоставлять справедливые условия для китайских компаний, инвестирующих в нашу страну, и что мы создадим возможность для самых современных западных и самых современных восточных технологий встретиться и сотрудничать в Венгрии», — сказал он.
Орбан добавил, что две страны договорились расширить свое сотрудничество на «весь спектр» атомной промышленности, и достигли договоренностей о том, что Китай поможет Венгрии создать сеть станций для зарядки электромобилей, и в строительстве нефтепровода между Сербией и Венгрией.
Со своей стороны Си Цзиньпин заявил о согласии с Орбаном, что китайская инициатива «Один пояс и один путь» «полностью соответствует стратегии открытости Венгрии на Восток». Он также добавил, что Пекин поддерживает Будапешт в его стремлении играть более важную роль в Европе в рамках развития отношений между КНР и ЕС.
Уже после встречи глава МИД Венгрии Петер Сийярто рассказал, что лидеры двух стран достигли договоренности о том, что Китай построит обходную железную дорогу вокруг Будапешта, и высокоскоростную железную дорогу от венгерской столицы до Международного аэропорта имени Ференца Листа.
В целом визит Си Цзиньпина в Сербию и Венгрию, завершившийся 10 мая, можно считать крайне успешным. А его суть хорошо выразил Орбан, заявивший, что «оглядываясь на то, какими мировая экономика и торговля были 20 лет назад, я понимаю, что они были совсем другими, чем сейчас. Тогда мы жили в однополярном мире, а сейчас живем в рамках многополярного миропорядка, и одном из его главных столпов этого нового миропорядка является Китай».
Именно такой взгляд на современную международную систему продвигают власти КНР, и они не жалеют ни сил, ни инвестиций на это, доказательством чему служат соглашения об экономическом сотрудничестве, которые Си Цзиньпин заключил с Александром Вучичем и Виктором Орбаном во время своего визита в Европу.
«Общее будущее», которого добивается Китай и которое он предлагает своим восточноевропейским партнерам – это мир, в котором КНР наращивает свое могущество, не оглядываясь на ослабевшего американского гегемона, неспособного ей помешать. Само собой, перспектива наступления подобного будущего не нравится многим западным странам, прежде всего, самим Соединенным штатам. По словам посла США на Западных Балканах Габриэля Эскобара, своим визитом Си Цзиньпин хотел вбить клин между странами Европы.
«Мы предостерегаем всех наших партнеров и всех наших собеседников, чтобы они внимательно относились к повестке дня Китая в Европе и в отношении европейского сообщества», — сказал он.
Однако пока Китаю, несмотря на все предостережения США, судя по всему, удается практически все, что он запланировал. И если в Париже Си Цзиньпин не добился значительных успехов, то в Белграде и Будапеште он достиг того, чего хотел.
Немаловажным фактором было и то, что китайский лидер выбрал для визита страны, находящиеся в наибольшем конфликте с Брюсселем из-за своей авторитарной политики, и умело сыграл на этом. У КНР здесь есть важное преимущество, поскольку она не ставит строгих стандартов для своих партнеров и готова сотрудничать со всеми, кто этого хочет, в отличие от ЕС. Поэтому пока США и страны ЕС будут проводить прежнюю политику давления на своих партнеров в Восточной Европе, они, скорее всего, продолжат строить «общее будущее» с Китаем.