«По стопам Орбана»: почему на президентских выборах в Словакии победил «пророссийский» кандидат Пеллегрини?
6 апреля 2024 года в Словакии прошел второй тур президентских выборов. И после неудачи в первом туре сейчас победу все же одержал «пророссийский» кандидат и близкий союзник премьера страны Роберта Фицо Петер Пеллегрини. Как ему это удалось, и ждет ли теперь Словакию судьбы Венгрии при авторитарном режиме премьера Виктора Орбана?
В первом туре президентских выборов в Словакии, который проходил 23 марта 2024 года, большинство голосов (42,5%) набрал прозападный кандидат и экс-представитель страны в ЕС Иван Корчок, в то время как спикер парламента, председатель партии «Голос – социальная демократия» и близкий союзник премьер-министра Роберта Фицо Петер Пеллегрини немного отстал от него с результатом в 37,03% голосов.
Избранный президент Словакии Петер Пеллегрини
В Словакии, которая является парламентской демократией, полномочия президента сильно ограничены и в основном носят церемониальный характер. Он является верховным представителем государства как внутри страны, так и за рубежом, а также верховным главнокомандующим армией, обладает правом вето законопроектов, подписывает и обнародует законы.
Однако действующий президент Зузана Чапутова, которая покинет свой пост в июне этого года, использовала свои полномочия для того, чтобы выступать важным противовесом для наиболее одиозных решений авторитарного премьера Фицо. Например, она пыталась остановить принятие закона о закрытии специальной прокуратуры, которая расследовала коррупционные преступления, в том числе совершенные депутатами от правящей партии Словакии и союзниками премьера из числа представителей бизнеса. К сожалению, Чапутовой не удалось добиться успеха, и в конце марта 2024 года Фицо все же продавил закрытие специальной прокуратуры.
И жесткая предвыборная кампания, которую вел Пеллегрини и его сторонники, показывает, насколько важно для правящего режима Словакии было получить под контроль еще и пост президента, чтобы иметь возможность проводить свои политические решения уже без противовесов.
После того, как Корчок обошел его в ходе первого тура, Пеллегрини 24 марта дал обещание «сохранять порядочность» и «не переходить к агрессивной тактике» борьбы перед вторым туром. Однако всего через два дня премьер Фицо назвал Корчака «поджигателем войны, который без сомнений поддерживает все, что ему говорит Запад, включая втягивание Словакии в (российско-украинскую) войну».
А 27 марта министр по социальным вопросам Эрик Томаш, член партии «Голос», заявил в ходе пресс-конференции: «Я хочу сказать гражданам, пожилым людям и социально незащищенным, что, если Корчок станет президентом, и действующее правительство потеряет власть, вы потеряете все свои социальные льготы».
Прозападный кандидат Иван Корчок
Министр не объяснил, что оппозиционный кандидат мог сделать для того, чтобы правительство потеряло власть, или какое отношение президент имеет к социальным пособиям, которые контролирует министерство самого Томаша.
На той же пресс-конференции Пеллегрини вспомнил времена пандемии коронавируса, которая пришла в Словакию при власти предыдущего правительства, в котором Корчак возглавлял МИД. Также выразив беспокойство за пенсионеров, он сказал, что «во время пандемии их заперли дома… заморозили размер минимальных пенсий, на которые едва можно жить, и в течение нескольких лет нисколько не повышали их».
После этого Томаш объявил, что пенсионерам единовременно выплатят 300 евро «качестве компенсации и возмещения за весь этот ущерб», понесенный ими во время пандемии, а также о рождественской выплате в размере 600 евро.
28 марта министр обороны Роберт Калинак заявил, что около 20 тыс. солдат и сотрудников министерства весной получат выплату в размере 500 евро. А министр внутренних дел Матуш Шутай Эшток, который также входит в партию Пеллегрини, написал в соцсетях, что почти 24 тыс. полицейских и пожарных также получат еще 500 евро к своей следующей зарплате.
«Наверняка это произошло незадолго до второго тура президентских выборов, потому что политики так уважают наши вооруженные силы», — сказал депутат от оппозиционной партии «Свобода и солидарность» (SaS) Юрай Крупа. «Конечно, это не имеет никакого отношения к желанию купить голоса на выборах».
А 5 апреля, прямо перед вторым туром, члены «Голоса» опубликовали фотографии пожилой женщины, обнимающей мужчину в военной форме, подписав: «Идите и голосуйте. Не дайте своим сыновьям и внукам погибнуть на войне».
Эти запугивания избирателей тем, что оппозиция в случае победы на выборах якобы отправит их на войну с Россией, а также неприкрытые попытки купить их голоса денежными выплатами принесли свои плоды. Во втором туре президентских выборов Петер Пеллегрини набрал 53,12%, в то время как Иван Корчок – 46,88%. Сразу после своей победы Пеллегрини пообещал «обеспечить, чтобы Словакия оставалась на стороне мира, а не войны».
«Вам не нужно беспокоиться, что офис президента, как это было последние 10 лет, станет центром оппозиции и оппортунизма, который навредит правительству, навредит государству на внешней арене и будет радоваться неудачам правительства Словакии», — заявил он.
Таким образом, пост президента оказался в руках правящей коалиции и фактически под контролем премьера Фицо. Теперь глава правительства с большой долей вероятности воспользуется этим, чтобы воплотить в жизнь наиболее непопулярные политические решения и еще более укрепить свой контроль как над исполнительной, так и над законодательной ветвями власти страны. Фактически Фицо идет по стопам авторитарного премьера Венгрии Виктора Орбана, который с момента прихода к власти в 2010 году под лозунгами построения «нелиберальной» демократии постепенно демонтировал все демократические институты в стране, взяв под контроль суды и СМИ.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и его венгерский коллега Виктор Орбан
Фицо «пытается создать мафиозное государство… главной целью которого является поддержание функционирования вертикали власти», — сказал политолог из Братиславского института политики Михал Вашачка.
В то же время между ними есть и важные отличия, которые могут помешать Фицо повторить путь Орбана. Венгерский премьер начал укрепление своей власти с изменения конституции, для чего у его словацкого коллеги нет, и, вероятно, не будет необходимого большинства голосов в парламенте. Также, по крайней мере пока, Фицо не разработал идеологии, способной сплотить граждан, чтобы они в едином порыве поддерживали его, подобно орбановской идеологии «обиженной и избранной нации». Кроме того, у Словакии отсутствует и крупная диаспора за рубежом, которая могла бы голосовать за политический курс Фицо. А результаты первого тура президентских выборов показывают, что в обществе существует раскол по поводу того, по какому пути должна двигаться страна, и политика премьера не имеет подавляющей поддержки среди избирателей.
Также ЕС, с которым Орбан постоянно конфликтует, сейчас хочет отреагировать на построение в Словакии недемократического режима гораздо быстрее, чтобы не допустить повторения венгерской ошибки. Так, вице-председатель Европарламента Мартин Хойсик считает, что Еврокомиссия отнесется к ситуации в Словакии со всей серьезностью. «Комиссия гораздо более склонна не повторять ошибок, которые произошли в Венгрии в ситуации, которую слишком долго терпели, а Орбану позволили обострить», — заявил он.
Хойсик также подчеркнул, что если правительство Фицо продолжит двигаться по «нелиберальному» пути, то Братислава может потерять доступ к средствам, выделяемым ЕС, в которых страна отчаянно нуждается в условиях экономического кризиса.
В то же время в результате выборов в Европарламент, которые пройдут в июне этого года, согласно прогнозам Аналитического центра Европейского совета по международным отношениям, большинство голосов могут набрать ультраправые, многие из которых являются союзниками Орбана, что неизбежно отразится на политике ЕС. Кстати, одна из трех партий, входящих в правящую коалицию Словакии – Словацкая национальная партия, также является частью «Идентичности и демократии» — ультраправой политической группы в Европарламенте. А сам Орбан в июле на полгода станет председателем Совета ЕС.
Поэтому есть вероятность, что построению недемократического режима в Словакии никто за рубежом мешать не станет, более того, политика Фицо с изменением политической картины в Европарламенте может даже получить поддержку в Брюсселе. И помешать премьеру могут лишь сами словацкие избиратели.