Почему Иран не торопится мстить Израилю за убийство Хании?
Уничтожение в Тегеране одного из лидеров ХАМАС чуть было не привело Иран и Израиль к началу полномасштабной войны. Но Тегеран не торопится наносить прямые удары по противнику.
Убийство 31 июля в Тегеране одного из лидеров ХАМАС Исмаила Хания застало всех врасплох. Политик погиб в результате израильской спецоперации в своей резиденции на тщательно охраняемой территории. Хания, который с 2019 года проживал в Катаре и Турции, прибыл в Тегеран на инаугурацию нового президента Ирана Масуда Пезешкиана. Также накануне убийства он встречался с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи.
Для Израиля Хания был одной из главных целей. Известно, что он в числе других лидеров ХАМАС нес ответственность за нападение на Израиль 7 октября 2023 года. В результате атаки погибли более 1200 израильтян, еще более 250 человек оказались в заложниках. В апреле этого года при ударе израильских военных погибли трое сыновей Хании. Сам политик заявил, что с начала войны были убиты 60 членов его семьи.
Уничтожение столь видного участника переговоров между ХАМАС и Израилем вызвало бурную реакцию Ирана. После убийства власти США получили информацию, что Иран готовит ответный удар 3-4 августа. Тегеран заявил, что ответ на убийство будет «быстрым и жестоким». По данным The New York Times, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в тот же день приказал нанести прямой удар по Израилю.
С угрозами в адрес Израиля выступила и «Хизбалла». За день до убийства Хании, в результате атаки был убит военный командир ливанской группировки «Хизбаллы» Фуад Шукр. По данным CNN, «Хизбалла» готова нанести удар по Израилю независимо от позиции Ирана. Источник, близкий к группировке, сообщил, что «ответный удар неизбежен, и дипломатия больше не является жизнеспособным вариантом».
О подготовке удара сообщил глава МИД Израиля Исраэль Кац. По его словам, ему позвонил глава МИД Венгрии Петер Сийярто и передал, что получил соответствующую информацию от министра иностранных дел Ирана Али Багери.
2 августа США отправили дополнительные истребители и эсминцы на Ближний Восток. Пентагон поручил экипажу авианосца «Авраам Линкольн», находившемуся в восточной части Тихого океана, сменить авианосец «Теодор Рузвельт», находившийся в регионе. Также дополнительные крейсеры и эсминцы были направлены в регионы Европейского командования и Центрального командования США. Посольства западных стран в Ливане призвали своих граждан покинуть страну любыми способами.
Как союзники, так и противники Ирана пытаются отговорить Тегеран от резких движений. Например, по данным Reuters, президент РФ Владимир Путин попросил верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи «сдержанно» отреагировать на убийство Хании и воздержаться от массированных ударов по мирным жителям Израиля. The New York Times сообщила, что Иран запросил у России системы ПВО.
Американская разведка считает, что Иран пересмотрел свои планы нанести массированный удар по Израилю. США по дипломатическим каналам призвали Тегеран пересмотреть решение об атаке. Вашингтон предупредил, что это создаст риск прямой конфронтации между Израилем и Ираном. Politico отмечает, что первоначально Иран отвергал позицию Вашингтона, но со временем согласился с мнением американцев.
Несмотря на успокаивающие новости из Тегерана, в Израиле с недоверием отнеслись к данным американской разведки. Портал Ynet выяснил, что на совещании премьер-министра Биньямина Нетаньяху обсуждался вариант превентивного удара Израиля по Ирану. Это может произойти в том случае, если Израиль получит разведданные, которые подтверждают намерение Тегерана атаковать. Служба безопасности страны уже подготовила подземные бункеры в Иерусалиме для руководства страны.
Переговоры с американцами, сообщение главы иранского МИД и затянувшаяся пауза после убийства Хании говорят о том, что Иран пытается избежать начала новой региональной войны. В апреле этого года после убийства нескольких высопокопоставленных иранских военных в Дамаске Иран фактически снял табу на прямое столкновение с Израилем. Тем самым Тегеран изменил свою стратегию прокси-войны, которая, вероятно, перестала работать.
Противоречивая реакция Ирана и «Хизбаллы» говорит о том, что их отношения не так прямолинейны, как кажется. На фоне разговоров о секретном плане большой войны Ирана против Израиля эскалация выгодна как Тегерану, так и Тель-Авиву. Для иранцев продолжение войны в Газе ослабляет израильтян и не дает им нормализовать отношения с мусульманским миром. Для израильтян точечные убийства срывают переговоры о перемирии и дают время для продолжения войны.
По мнению экспертов, атака последует, но аналогичная комбинированному иранскому удару по Израилю в апреле. Тогда израильская армия отчиталась, что поразила 99% всех целей, летевших с территории Ирана. Полномасштабный конфликт маловероятен, поскольку это риск вмешательства США, на что Тегеран не может пойти. Фактически Иран остался один на один с Израилем, поскольку Россия не способна его поддерживать, Турция опасается усиления конкурента в регионе, а Китай с безразличием смотрит на попытки Ирана сохранить лицо.