To reset your password, please enter your email address or username below.

Польша пугает НАТО вагнеровцами. Почему ей это выгодно?

Беларуско-польская граница — новая точка напряжения в российско-украинском конфликте. После неудачного мятежа наемники ЧВК Вагнера оказались прямо у границы НАТО. Это сильно беспокоит Польшу, и она пытается не только обороняться, но и получать выгоду от эскалации.

Польша намерена разместить на границе с Беларусью около десяти тысяч военнослужащих. Министр обороны Мариуш Блащак заявил, что четыре тысячи военных будут помогать пограничным службам, еще шесть тысяч человек будут находиться в резерве. Ранее глава пограничной службы Томаш Прага обратился к ведомстве с просьбой направить солдат на границу с Беларусью.

Усиление границы произошло после того, как в Беларусь начали прибывать наемники ЧВК Вагнера. В июле польские власти уже направили на границу 500 полицейских. Это решение стало ответом на объявленные совместные учения беларуской армии с вагнеровцами около польской границы. Масла в огонь подлил Александр Лукашенко, который на встрече с Путиным заявил, что его стали «напрягать» наемники, так как те хотят «сходить на экскурсию в Варшаву».

Позднее Лукашенко назвал свои слова шуткой, но власти Польши восприняли ситуацию серьезно. Военные полагают, что вагнеровцев могут использовать для провокаций на границе. В начале августа Минобороны Польши сообщило, что два беларуских вертолета нарушили воздушное пространство страны. Минск опроверг это утверждение. В ответ Польша перебросила к границе боевые вертолеты двух армейских бригад.

Пограничная проблема не раз возникала в отношениях двух стран. Еще в 2021-2022 годах появление множества мигрантов спровоцировало серьезный кризис: у польской границы тысячи ближневосточных беженцев разбили лагерь и пытались прорваться сквозь кордоны. Тогда Польша была вынуждена установить на границе электронное заграждение из трех рядов колючей проволоки и даже противотанковые ежи.

Сейчас ситуация стала более опасной. По словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, более ста наемников ЧВК Вагнера выдвинулись в сторону Сувалкского коридора около беларуского города Гродно. Также премьер отметил участившиеся попытки нелегального перехода границы. Моравецкий предположил, что вагнеровцы будут маскироваться под беларуских пограничников и помогать нелегальным мигрантам проникать на польскую территорию или пытаться пробраться самостоятельно.

Напряженность в отношениях с Минском стала одной из главных тем в польской политике. Вице-премьер Ярослав Качиньский заявил, что размещение в Беларуси наемников ЧВК Вагнера опасно для Украины, Польши и Литвы. «Это может означать новую фазу гибридной войны, гораздо более сложную, чем та, с которой мы сталкивались до сих пор», — считает Качиньский.

О рисках для безопасности страны говорил и президент Анджей Дуда: «Мы видим, что происходит на востоке. Там продолжается де-факто переезд в Беларусь российских войск, группы «Вагнера» с ее руководителем Евгением Пригожиным. Это очень негативные сигналы для нас, которые мы хотим представить нашим союзникам». Дуда провел в Гааге консультации перед саммитом НАТО, который прошел в Вильнюсе в июле.

Появление наемников Пригожина в Беларуси дало повод для прибалтийских стран блока требовать усиления своей безопасности. Дуда считает, что оборонительные планы альянса должна стать более эффективными. По его словам, необходимо «быстрее реагировать, быстрее передислоцировать батальонные группы, которые размещены в нашей части Европы. Это те цели, которых мы хотим достичь».

Аннексия Крыма стала веским аргументом для наращивания военных сил в регионе. В 2016 году НАТО разместило в Польше, Эстонии, Латвии и Литве четыре батальона. Параллельно с этим шел процесс модернизации Войска Польского, который значительно ускорился с началом российско-украинской войны. Польское минобороны в течение двух лет надеется создать самую сильную сухопутную армию в Европе. Ведомство планирует увеличить численность войск в два раза: с 172 тысяч до 300 тысяч человек.

При этом увеличение военных расходов требует огромных расходов: уже в этом году на оборону потратят 3% ВВП. Согласно планам министерства, сухопутные силы получат еще две дивизии и их число достигнет шести. Если ранее расходы планировали на уровне до 2,5% ВВП, то теперь они увеличатся до 4%. Для страны, которая получает дотации от ЕС и постоянно спорит с Брюсселем о суммах помощи, такие расходы выглядят болезненными.

В этой ситуации разговоры о постоянной угрозе с Востока выгодны всем политическим силам. Убеждая американских союзников в необходимости усилить восточный фланг альянса, Польша может решить сразу две проблемы. Во-первых, угроза нападения со стороны Беларуси выглядит фантастической, но вероятность новых провокаций — не нулевая. Во-вторых, громкие заявления лучше слышны в Вашингтоне, который может профинансировать новые военные расходы и разгрузить польский бюджет.

Однако убедить Белый дом в дополнительной помощи будет непросто. Уже сейчас в Конгрессе все больше недовольных обширной помощью Украине: республиканцы считают, что средства тратятся в больших количествах и неэффективно. Байдену все труднее выбивать новое финансирование — и помощь еще четырем прибалтийским странам не входит в первоочередные задачи его администрации.

Позицию Пентагона можно понять по официальному комментарию на инцидент с беларускими вертолетами. Представитель американского Минобороны Пэт Райдер заявил, что США неизменно привержены защите безопасности стран НАТО. «Мы будем продолжать работать с нашими союзниками НАТО, чтобы гарантировать, что каждый квадратный сантиметр территории НАТО останется в безопасности». Другими словами, США спокойно наблюдают за польско-беларуской перепалкой и уверены, что для защиты своего союзника достаточно пятой статьи североатлантического договора.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 319
Регистрация: 22.06.2020