Поправят ли: о чем новые поправки в белорусскую Конституцию
«Хотите перемен?..». Кто бы мог подумать, что именно эта фраза будет звучать по нескольку раз в день на всех белорусских радиостанциях и транслироваться в качестве рекламы на ТВ. Однако суть ее не совсем такая, о какой мечтали люди, выходившие на улицы своих городов в 2020 году. Все дело в том, что в Беларуси во всю идет обсуждение поправок в самый главный закон страны – в Конституцию. И казалось бы, вот он шаг на встречу, о котором мечтали многие, своеобразный диалог, на который пошла власть законным путем. Но не все так просто и радоваться здесь абсолютно нечему, скорее, нужно насторожиться.
«Писал сам»
Есть один старый анекдот про то, как Лукашенко по телефону помогает перебрать картошку (кто его не знает, почитайте здесь), так вот в Беларуси это уже давно не шутка. Все знают, что президент во всем разбирается и все знает лучше, чем профильные специалисты (чего стоили одни только рецепты борьбы с коронавирусом), поэтому никто даже не удивился тому, что проект поправок в Конституцию белорусский лидер писал сам, по крайней мере, по его словам.
“Конституция – я ее сам писал. Юристы писали пером, а я диктовал, потому что я видел, я – президент, какие мне нужны полномочия, чтобы удержать страну”, – именно так анонсировал Лукашенко поправки.
Собственно, после такого заявления уже становится все понятно. Спасибо, что хоть показали, что там собираются менять. А то ведь могло быть, как с дорожными картами Союзного государства (кстати, интересно, хоть когда-нибудь они будут подписаны все).
Запрос на перемены
Так вот, впервые тема новой Конституции была затронута Лукашенко в ходе послания белорусскому народу. На тот момент еще не было массовых протестов, но «белорусское турне» Тихановской продемонстрировало то, что настроения в обществе как-то поменялись. Очевидно, что на это нужно было реагировать. И каким бы у кого ни было отношение к белорусскому лидеру, его опыт в политике нельзя недооценивать, в общем, запрос он уловил. И, кажется, что это все-таки лучше, чем полное игнорирование проблемы. Тогда Лукашенко заявлял:
“Если обществу нужны перемены, то они будут. Все реформы должны начинаться с конституции. Не с уличных акций, а именно с основного закона”.
Как видим, еще толком уличных акций не было, а власть уже говорила, мол, все осознаем и не так, чтобы категорически отрицаем происходящее. С другой стороны, было бы странно отрицать. Все-таки почти 30 лет у власти, никто не вечен, нужно как-то решать, что будет дальше, со страной, с семьей, для которой в силу некоторых моментов прошлого теперь открыт далеко не весь мир.
В целом, да, все кажется предельно понятным, но все-так дьявол кроется в деталях.
Что же новенького
Итак, какие же основные изменения можно выделить. Самое главное – это то, что, если поправки будут приняты, то одно и то же лицо не сможет быть президентом более двух сроков. Соответственно, уже примерно можно посчитать, в каком году Беларусь возглавит какой-то другой политик. А значит, что в 2025 году (время очередных выборов главы государства) можно будет начинать пристально следить за кадровыми перестановками, частотой мелькания в новостях тех или иных людей и на основании этого формировать приблизительный список потенциальных «преемников». Что, надо сказать, весьма любопытно.
Кроме того, Лукашенко предлагает ввести новый представительный орган, Всебелорусское народное собрание, которое в поправках называют высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь. Об этом шла речь и ранее. И в ходе предыдущего ВНС такая идея продвигалась устами его делегатов. Кстати, еще одним косвенным подтверждением того, что подобная трансформация скорее состоится, чем нет, является масштабная кампания, что называется, «в поддержку», которая развернулась на сайте Совета Республики.
В целом, ВНС получит очень серьезные полномочия – будет давать согласие на применение армии за рубежом, перед ним ежегодно отчитывается премьер-министр, у него же есть право объявлять президенту импичмент, а также оценивать легитимность выборов и множество других полномочий.
Может показаться, что это хитрая (на самом деле нет) схема по транзиту власти. По аналогии с той, что в свое время сделал президент Казахстана Нурлсултан Назарбаев (как показало время, эдакая своеобразная рокировка потерпела крах). Похоже и на российский сценарий, когда дополнительными полномочиями был наделен Госсовет и пошли слухи, мол, Путин намерен его возглавить. Что это на самом деле, можно будет сказать лишь после того, как станет известно больше подробностей, пока ясно только что ежегодно будет меняться состав данного органа (а в нем, на минуточку, предполагается более 1000 человек), но гораздо важнее понимать, что там с главой этого всего.
С другой стороны, если «подтекста никакого нет», опять же неясно, для чего это все. Гораздо логичнее кажется наводить порядок в парламенте и вести страну в сторону парламентской республики. Для чего нужно эдакое приложение к имеющимся Палатам – загадка.
Как бы там ни было, а доказательства президентского авторства поправок все-таки есть. А именно – Конституцию также предлагают дополнить статьей о неприкосновенности президента. Эта статья также запрещает привлечение президента, прекратившего исполнение своих полномочий, к ответственности за действия, совершенные во время осуществления им президентских полномочий. Пожалуй, тут все понятно и без комментариев.
Причины и следствия
Конечно, прямо ни о каких иноагентах не говорится, однако есть предложение – запретить финансирование выборов иностранцами и зарубежными организациями. Кстати, если абстрагироваться от ситуации, то звучит вполне здраво. Другое дело, что к «финансированию» всегда можно притянуть какие-то вещи, тем самым красиво убрав оппонентов. Ну да ладно.
Реверансом в сторону России некоторые эксперты считают поправки относительно русского языка. Предполагается, что он так и останется одним из двух государственных. Но надо отметить, что вряд ли это какой-то прямо широчайший жест. Беларусь не Украина, здесь, к сожалению, некоторой части населения, как ни крути, но белорусский язык не является основным вот уже много поколений. Было бы странным вот так внезапно взять и начать его искусственно насаждать.
Гораздо более интересным моментом является то, что предлагается убрать норму о стремлении Беларуси к нейтралитету. Есть версия, что это некое «условие Москвы», чтобы отныне страна-соседка занимала четкие пророссийские позиции по всем спорным вопросам.
Предлагается внести в основной закон страны и так называемый «декрет на случай гибели президента». Если вы вдруг забыли, данный документ был подписан 9 мая 2021 года после того, как стало известно о готовящемся покушении на Лукашенко. В частности, в поправках говорится, что «в случае гибели главы государства при покушении на его жизнь, совершении акта терроризма и других действиях насильственного характера заседания Совбеза будут проводиться под руководством председателя Совета Республики. На основании решения Совбеза в стране будет вводиться чрезвычайное или военное положение».
Еще одна отсылка к российским поправкам, предлагается прописать, что брак – это «союз мужчины и женщины», при этом уточняется, что супруги «имеют равные права в браке и семье». К слову, об отношении действующего президента к представителям ЛГБТ-сообщества известно давно. И оно совершенно однозначное:
Историческая память
Бурные обсуждения вызвала поправка, которая касается истории страны:
«Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»
В белорусском обществе считают, что под это могут подтянуть признание экстремистским бело-красно-белого флага и вообще много-чего «переписать» в том периоде, который касается бытности Беларуси в составе Великого княжества литовского и Речи Посполитой. Возможно, будет замена одних национальных героев другим и тотальная концентрация на периоде Великой Отечественной войны. Что в общем-то не плохо, если учесть то, что в стране еще живы свидетели тех дней, но скорее всего, сильно пострадает все, что было «до». В случае принятия поправок будем ждать новых учебников.
Таким образом, поправки обсуждаются. Предложения вносятся (как минимум, с телеэкранов говорят именно так). Ожидается, что «судьбоносный референдум» назначат на конец февраля. Только вот настроения в стране все равно упаднические. Определенный процент людей считают, что все это ширма и реальных изменений не будет. С другой стороны, поживем увидим. Событий 2020 года тоже ведь никто не ожидал…