To reset your password, please enter your email address or username below.

Поворот направо: почему европейская молодежь голосует за ультраправых?

Прошедшие выборы в Европарламент принесли успех ультраправым партиям, которые смогли занять на них вторые и даже первые места, например, во Франции и Италии. Однако если победа крайне правых была ожидаема, то неожиданным стал резкий рост их популярности среди европейской молодежи, прежде голосовавшей за левые и «зеленые» партии. Почему европейские молодые люди теперь голосуют за ультраправых, и сохранится ли этот тренд дальше?

На прошедших 6-9 июня 2024 года выборах в Европарламент молодежь массово голосовала за ультраправые партии – «Альтернативу для Германии», «Братьев Италии», «Национальное объединение» во Франции, Vox в Испании, «Конфедерацию» в Польше и другие. При этом снижение возраста, с которого можно голосовать, до 16 лет в Австрии, Германии, Бельгии и на Мальте, а также до 17 лет в Греции, лишь усилило эту тенденцию.

Так, «Альтернативу для Германии» на выборах в Европарламент поддержали 17% молодых людей в возрасте 16-24 лет, а «Национальное собрание» стало самой популярной партией у избирателей младше 34 лет, набрав 32% голосов. Для сравнения, партия президента Франции Эмманюэля Макрона «Возрождение» получила на выборах лишь 5% голосов молодых людей.

В Польше популярность крайне правой «Конфедерации» среди избирателей в возрасте 18-29 лет выросла с 18,5% до 30,1%, а испанская партия Vox набрала на выборах 12,4% голосов избирателей младше 25 лет, в то время как в целом по стране она получила 9,6%.

При этом резкий рост популярности крайне правых партий у молодежи на выборах в Европарламент нельзя назвать какой-то аномалией, произошедшей в первый раз. На парламентских выборах 2023 года в Нидерландах популистская Партия свободы Герта Вилдерса набрала большинство голосов, в том числе 17% у избирателей в возрасте 18-34 лет. На президентских выборах во Франции в 2022 году одна из лидеров «Национального объединения» Марин Ле Пен получила 39% голосов молодежи в возрасте 18-24 лет, и 49% голосов избирателей 25-34 лет. Перед парламентскими выборами в сентябре 2022 года партия «Братья Италии» была самой популярной в стране среди избирателей до 35 лет (22% голосов). Схожей популярности у молодежи крайне правые добились в Португалии, Испании и Финляндии.

Подобные результаты выборов резко отличались от ситуации на выборах в Европарламент пятилетней давности, когда молодые люди в основном поддержали «зеленые» партии, что соответствовало популярному мнению о том, что нынешняя молодежь прогрессивна, заботится об экологии и поддерживает миграцию. Почему же ситуация так резко изменилась?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, можно взять в пример главу «Национального объединения» Жордана Барделлу. Этот 28-летний французский политик стал настоящей сенсацией в соцсетях, набрав 1,6 миллиона подписчиков в TikTok. На этой платформе он напрямую общался с избирателями, и это принесло партии настолько большой успех, что после выборов в Европарламент президент Макрон распустил парламент и назначил досрочные выборы. В случае, если «Национальное объединение» победит и на них, что оно вполне может сделать, то Барделла станет самым молодым премьер-министром в истории Франции.

Схожего успеха в соцсетях добилась и «Альтернатива для Германии». «Если взять TikTok, то у «АдГ» охват там больше, чем у всех остальных партий вместе взятых», — заявила исполнительный директор немецкого аналитического центра More in Common Лаура-Кристин Краузе. Остальные германские партии пока лишь плетутся у крайне правых в хвосте, например, премьер Олаф Шольц завел аккаунт в TikTok только в апреле этого года.

Однако, по словам директора по исследованиям международной исследовательской компании Ipsos Матье Галлара, молодость Барделлы и его поведение в соцсетях – не единственные факторы успеха ультраправых. «Его молодость, его присутствие в социальных сетях несколько расширяют электорат… но это не главный фактор. Основными факторами являются непопулярность исполнительной власти (во главе с Макроном) и важность иммиграции в рамках (предвыборной) кампании», — рассказал Галлар. Лидеры других ультраправых партий – в Германии, Нидерландах, Италии и Австрии, при том, что они не так молоды, как Барделла, успешно обращаются к молодежи с той же повесткой – евроскептицизм, борьба с миграцией, а также с элитами стран, которых популисты представляют коррумпированными и отстраненными от проблем простых людей.

Действительно, еще со времен локдауна в период пандемии COVID-19 среди европейских избирателей правых взглядов сформировалось мнение, что политические лидеры, отдавшие распоряжение ввести карантин и нанесшие серьезный удар по экономике, слишком отдалены от проблем народа и не сталкиваются с последствиями своей же политики. А ультраправые партии успешно популяризовали это мнение, что стало еще одним фактором их успеха на прошедших выборах.

В то же время нельзя сказать, что молодые избиратели голосуют только за ультраправых. «Поддержка крайне правых партий со стороны молодежи, вероятно, проистекает из тех же факторов, которые толкают многих их сверстников на левый фланг: разочарование в политических институтах и политике, которые считают плохо подготовленными для решения структурных причин серьезных проблем», — заявил старший научный сотрудник и директор по цифровым медиа Института глобальных отношений Евразийской группы Лукас Робинсон. По его словам, недавнее исследование Института показало, что молодые люди в возрасте 18-29 лет во Франции, Великобритании, США и Германии считают глобальные проблемы, включая эпидемии и изменение климата, самой большой угрозой. Второе место заняли политические элиты, которые принимают решения, вредящие народу, а третье место – миграция.

Чувствуя, что политики не слышат их, не хотят принимать во внимание их проблемы, молодые люди идут к тем, кто, хотя бы на бумаге, прислушивается к ним. И это не только ультраправые, но и радикальные левые. Так, во Франции самой популярной партией среди молодежи 18-24 лет является крайне левая партия Жана Люка Меланшона «Непокоренная Франция». В Германии же молодые избиратели поддерживают несколько партий, включая «Альтернативу для Германии», а также «Зеленых» и христианских демократов.

Также важным фактором поддержки популистов является неуверенность молодежи в будущем. В условиях экономического кризиса в Европе молодые люди боятся, что не смогут найти себе работу, несмотря на наличие у них высшего образования. По словам авторов исследования Jugend in Deutschland («Молодежь в Германии»), проведенного в 2024 году, именно страх перед тем, что они не смогут преуспеть в будущем, толкнул молодых избирателей на правый фланг. Бедность могла бы побудить их поддержать левые партии, однако боязнь утратить свой статус в обществе, в том числе из-за притока мигрантов, занимающих рабочие места, привела к росту у молодежи консервативных тенденций.

И тренд на радикализацию молодежи, в том числе вправо, скорее всего, сохранится и в будущем. В условиях экономического кризиса и политической неопределенности молодые люди все больше будут выступать за стабильность и безопасность, которые им не могут обеспечить традиционные партии. А ультраправые политики охотно им это пообещают, даже если в реальности в лучшем случае смогут сохранить за ними социальный статус, который занимали их родители, выгнав мигрантов из стран Европы. Но в условиях отсутствия альтернативы некоторые избиратели будут довольны и этим, голосуя за правых популистов. И если в той же Франции «Национальному объединению» удастся победить на досрочных выборах, которые пройдут уже 30 июня и 7 июля, то это может запустить «эффект домино» и в других европейских странах.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 103
Регистрация: 21.10.2019