To reset your password, please enter your email address or username below.

Позади «Батьки» в президенты: ТОП-5 вероятных преемников Лукашенко

Тема транзита власти в Беларуси и возможного преемника Александра Лукашенко на посту президента, в частности, в последние годы регулярно обсуждается как среди граждан республики, так и в аналитических кругах. Между тем, летом пойдет уже 30-й год правления «батьки»: он уступает по долгожительству на посту руководителя страны только ряду африканских лидеров. В мае эту политическую тему подогрели проблемы Лукашенко со здоровьем, которые видны и невооруженным глазом.

Состояние здоровья главы Беларуси обсуждается практически весь май. Сначала он на неделю исчез после того, как неважно выглядел на параде 9 мая в Москве. Затем появился на публике явно «отретушированным». И в конце мая – новая информационная волна. И опять здоровье пошатнулось в Москве, где Лукашенко якобы госпитализировали в Центральную клиническую больницу – видимо, для углубленного «кремлевского» обследования. Впрочем, уже через день Лукашенко встречался в Минске с главой российского Центробанка Эльвирой Набиуллиной.

Инсайдерские телеграмм-каналы сообщили о том, что у Лукашенко осложнения на сердечно-сосудистую систему после перенесенной инфекции, которая повлекла за собой миокардит. Заболевание не смертельное, но президенту уже 68 лет. Появились «сливы» содержания медкарты главного пациента Беларуси. Среди основных болячек называются проблемы с предстательной железой с угрозой развития онкологии, грыжу позвоночника, требующую операции, и разрушенный коленный сустав, для замены которого также необходимо хирургическое вмешательство.

Хотя операции показаны срочные, их, мол, откладывают из-за тревожной обстановки в связи с Российско-Украинским конфликтом, в которой белорусские власти замешаны на максимально возможном уровне. Похоже, Лукашенко боится оказаться на какое-то время нетрудоспособным: в Минске опасаются повторения протестов 2020 года, на этот раз с вооруженной поддержкой белорусских добровольцев, воюющих на стороне Украины. Кстати, в мае Полк Калиновского объявил о рекрутировании и подготовке бойцов не только не территории Украины, но и в странах Евросоюза. Причем целью увеличения резерва воинского формирования напрямую называется освобождение Беларуси от режима.

Что касается ухода с поста президента, то Лукашенко постоянно повторяет примерно одни и те же месседжи. Например, как во время ежегодного послания парламенту и народу весной этого года:

«Не думайте, что я, «уцепившись в это кресло», как часто говорят, держусь за эту власть. Абсолютно искренне об этом говорю. Вы видите, какие обстоятельства. Многие бы хотели, чтобы Лукашенко не было. А раз они хотят, чтобы меня не было там, значит надо делать наоборот. Это мой принцип».

Год назад вступила в силу новая Конституция Беларуси, ряд изменений в которой посвящены как раз вопросам транзита власти. В частности, содержание ряда новелл – о том, что будет с государственным управлением в случае отставки президента или после его смерти. То есть, их можно рассматривать с проекцией на политическую судьбу пока несменяемого Александра Лукашенко.

В Конституции теперь прописаны гарантии бывшему главе государства, которые, весьма вероятно, не смогут быть обеспечены при революционных переменах и радикальном сломе системы:

«Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий».

А вот выдержка из текста Конституции, которая потенциально касается резонирующей в последние недели темы здоровья Лукашенко:

«Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения, специально создаваемой палатами комиссии».

Этот вариант отстранения президента от власти маловероятен, так как в парламенте подавляющее большинство имеет созданная этой весной партия власти – «Белая Русь».

К кому перейдет власть в случае кончины главы государства или добровольной отставки? В отредактированной Конституции читаем:

«В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики».

И здесь мы переходим к Топ-5 вероятных преемников Лукашенко, составленному редакцией NewsPrice. Номер один в нем – как раз нынешняя председатель Совета Республики Наталья Кочанова.

Кочанова – самая высокопоставленная женщина-чиновница в истории Беларуси. Она приводит свою карьеру в качестве примера того, как в стране работают социальные лифты. Наталья Кочанова 1960 года рождения, родом из Полоцка Витебской области, граничащей с Россией. Начинала карьеру с должности оператора пульта управления, а затем инженера на «Водоканале» в родном городе. В республиканские органы госуправления пришла с должности председателя Новополоцкого горисполкома.

Кстати, Новополоцк – даже не райцентр, но там находится один из двух нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси. В Минске работала вице-премьером и главой Администрации Лукашенко. Затем тот назначил, именно назначил – есть президентская квота, ее сенатором верхней палаты парламента – Совета Республики Национального собрания, в котором ее избрали на председательство.

Кочанова по-прежнему присутствует почти на всех совещаниях, проводимых Лукашенко, получает от него указания курировать разные сферы. В итоге предстает в статусе то ли правой руки Лукашенко, то ли вице-президента. По всей видимости, чиновница пользуется высоким доверием и демонстрирует сверхлояльность и публичное преклонение:

«Когда я стала совсем рядом, увидела, насколько этот человек предан своему народу, своей стране, насколько он любит каждого белоруса. Это правда. Я увидела и поняла, что только с этим президентом может быть будущее у нашей страны. Это, наверное, нашей многострадальной Беларуси Бог послал такого президента, который действительно по-настоящему ценит свой народ, свою страну и делает всегда все во благо народа».

Несколько лет назад «батька» назвал ее «прожженным, готовым президентом». Правда, с сексистской оговоркой:

«Вот я часто говорю: Наталья Ивановна, за тебя тоже не проголосовали бы, хотя ты прожженный уже, готовый президент. У нас Конституция не под женщину. И у нас общество не созрело для того, чтобы голосовать за женщину. Потому что у нас по Конституции президент обладает сильной властью».

Как бы то ни было, Кочанова выглядит идеальным кандидатом в преемники, если Лукашенко решит уйти с поста главы государства, но при этом удерживать фактическую власть в стране, оставаясь пожизненным сенатором – то есть, членом Совета Республики. Этот статус гарантирует бывшему президенту обновленная Конституция.

Многое в ее президентских перспективах будет зависеть от того, каким образом покинет Лукашенко пост президента. Если рассматривать ситуацию с его естественной кончиной, то у Кочановой наверняка будут влиятельные конкуренты. В ином случае, госорганы будут действовать согласно решениям Совета безопасности. Сейчас им руководит генерал-лейтенант Александр Вольфович, считающийся пророссийским военачальником. Он закончил Военную академию Генштаба России, да и сам родом из Казани. Но президентом Вольфович стать не может, так как не является гражданином Беларуси по рождению. А вот оказать поддержку какому-то кандидату в президенты он вполне. По этой же причине следует исключить из числа возможных преемников бывшего министра внутренних дел Юрия Караева, также уроженца России, который руководил подавлением протестов после выборов 2020 года.

Впрочем, силовиков среди возможных преемников Лукашенко во главе Беларуси хватает. И номер 2 в нашем Топе – его старший сын Виктор, член Совета безопасности, ранее работавший в должности помощника президента по нацбезопасности. Получил по указу отца звание генерал-майора. Схема преемничества по линии Александр Лукашенко – Виктор Лукашенко пробно уже отработана. В 2021 году старший сын сменил «батьку» на посту президента Национального олимпийского комитета Беларуси.

Впрочем, сам Александр Лукашенко как-то говорил, что Виктор в президенты не годится: «Мы никогда дома эти проблемы не обсуждаем, клянусь детьми. Виктор сегодня слабее и завтра будет слабее ныне действующего президента. Зачем же готовить того, кто слабее? Я самого маленького буду готовить в преемники», – так Лукашенко не раз шутил о своем младшем сыне Николае. Правда, когда тот сможет баллотироваться, возрастной ценз для президента в новой редакции Конституции подняли с 35 до 40 ле), а это случиться в 2044 году, Лукашенко будет уже 90. Дотянет ли?

В Топе также можно назвать нынешнего премьер-министра Романа Головченко и генерального прокурора Андрея Шведа, укрепивших в последние время в условиях зачистки политического поля и милитаризации экономики свой чиновничий авторитет. Головченко ранее возглавлял Государственный военно-промышленный комитет, а Швед руководит сейчас в качестве общественной нагрузки комиссией по возвращению в Беларусь повинившихся за неудавшуюся революцию 2020 года оппозиционеров. После Натальи Кочановой в отличие от Виктора Лукашенко они достаточно часто светятся в медиапространстве. Хотя до президента им далеко всем вместе взятым.

Топ-5 вероятных следующих президентов Беларуси мы бы закрыли фигурой бывшего премьер-министра Сергея Румаса. Он руководил правительством, которое считалось самым либеральным в истории Беларуси. Перед самыми выборами-2020 был отправлен в отставку. Протестам осторожно симпатизировал, но репрессиям не подвергся, хотя и в номенклатурный аппарат не вернулся.  

Румас мог бы стать компромиссным президентом в период транзита власти, удовлетворив и сторонников перемен, и армию чиновников. В этой роли многие видели в свое время министра иностранных дел, архитектора «политики потепления» с Западом Владимира Макея, однако тот выпал из обоймы потенциальных преемников, скончавшись в конце прошлого года. Вот каким видит своего преемника сам Лукашенко:

«Выкристаллизовались люди, оказывается, у нас человек 15−20, которые могут вырасти в президента. Они в чем-то похожи на меня, потому что я их вырастил, они со мной рядом росли. В чем? В своей преданности стране. Они надежные, не будут кромсать никого».

Политолог Андрей Казакевич полагает, что вряд ли преемником станет силовик. Эксперт описывает портрет политика, которому может отдать бразды правления страной Лукашенко, следующим образом:

«Это должен быть проверенный человек, которого Лукашенко давно знает, с которым он длительное время работал, который демонстрировал успехи, но в то же время знал свое место. При этом чисто интуитивно он не будет ставить на сильную личность, которая может взять контроль над всем госаппаратом (еще и поэтому это будет, скорее, не силовик) либо личность, которая имеет слишком большую популярность и влияние. То есть это должен быть человек, на которого можно влиять и сдерживать».

Сложно сказать, когда граждане Беларуси смогут проверить эти прогнозы. Что-то, если не будет сюрпризов, может проясниться достаточно скоро: по крайней мере, пойдет ли Лукашенко на очередной срок на выборах-2025?

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 299
Регистрация: 03.12.2020