To reset your password, please enter your email address or username below.

Провалившийся карт-бланш: парламентские выборы ставят крест на втором сроке Макрона

Сегодня Франция разделена как никогда в современной истории: режим Пятой республики переживает небывалый за предыдущие десятилетия политический кризис. Макрона настигло «проклятие второго срока»: победив на выборах свою главную соперницу Марин Ле Пен, президент растерял поддержку в Национальном собрании. Под удар попала предвыборная программа макронистов: их громкие инициативы могут быть заблокированы политическими оппонентами в парламенте. Что в этой ситуации будет делать Макрон?

Время компромиссов

22 июня в телеобращении к нации президент Франции Эммануэль Макрон подвел символические итоги непростых выборов в нижнюю палату парламента страны — Национальное собрание. «Ни одна политическая сила не может править единолично. Чтобы действовать, необходимо более широкое и ясное большинство», — заявил президент. Примирительный тон Макрона показывал, что период его единоличного правления закончился — пришло время договариваться.

Le président de la République, Emmanuel Macron, s’adresse aux Français lors du journal télévisé, à Paris, le 22 juin 2022.

Во втором туре парламентских выборов коалиция Макрона «Вместе!» достигла 38,57% и получит 245 мест в Национальном собрании — нижней палате французского парламента. Левый блок Nupes Жан-Люка Меланшона занял 31,6% (или 131 место в парламенте). «Национальное объединение» Марин Ле Пен — 17,3% (или 89 мест). «Республиканцы» — 6,98% (или 61 место). Для абсолютного большинства необходимо иметь 289 мандатов из 577 мест в парламенте.

Французские СМИ назвали результат «Национального объединения» «историческим»: партия Марин Ле Пен получила больше всего голосов в нижней палате за всю свою историю. Возрождающийся левый блок Nupes сформирует крупнейшую оппозиционную фракцию.  На волне успеха сразу после объявления итогов выборов Ле Пен заявила, что покидает пост главы партии, чтобы возглавить представительство в парламенте.

Время маневров

Положение правительства Макрона стало крайне неустойчивым. Премьер-министр Элизабет Борн назвала итоги выборов «риском для страны» и сообщила, что правящая коалиция будет искать союзников для создания большинства. Но уже 21 июня Борн подала прошение об отставке правительства — спустя всего лишь месяц после своего назначения 16 мая. Впрочем, Макрон отклонил ее просьбу: в официальном заявлении Елисейского дворца было сказано, что глава республики отказался принимать отставку кабмина, чтобы он «продолжал выполнять свои задачи».

Теперь главный вопрос — это новая структура парламентского большинства. Макрон, поняв, что теперь пришло время договариваться, начал консультации со всеми ведущими политическими силами. О том, что президент обсуждает возможность формирования правительства национального единства, заявили Ле Пен, лидер французских коммунистов Руссель. Но самая легкая добыча в этих переговорах — «Республиканцы».

Источник Reuters сообщил, что Макрон предвидел такой результат — и без лишней огласки встретился с главой Сената «республиканцем» Жераром Ларше. Речь шла о создании возможной коалиции. Неизвестно, что ответил Ларше президенту. Скорее всего, ничего определенного: опытный политик не станет делить шкуру неубитого медведя, тем более перед вторым туром парламентских выборов. Новый глава фракции группы «республиканцев» в Национальном собрании Оливье Марле вовсе объявил, что не станет подписывать «пустой чек главе государства, кроме того, по неясному проекту».

Кулуарные переговоры закончились ничем: в телеобращении Макрон признал, что большинство лидеров партий отклонили идею о создании правительства национального единства. Этот маневр был ожидаем: получив небывалое количество мест в парламенте, оппозиционные партии поняли, что теперь Елисейский дворец вынужден с ними считаться — и не хотят упустить момент. Меланшон уже назвал итоги выборов «провалом» политики Макрона. Ле Пен пообещала «жесткую, но конструктивную позицию».

История повторяется

Эксперты заявляют, что у Макрона немного вариантов для сохранения жизнеспособности своей коалиции. Самым логичным из них видится сотрудничество с правой партией «Республиканцы»: 61 место правых с лихвой превысит установленный минимум для большинства в Национальном собрании. В противном случае Макрону придется возглавить правительство меньшинства, которому придется вступать в переговоры с оппонентами по каждому законопроекту, выносимому в парламент.

Jacques Chirac and François Mitterrand, the "singular" relationship -  Teller Report
Президент Франции Франсуа Миттеран и премьер-министр Жак Ширак. 1988 год.

Современная ситуация напоминает 1988 год, когда во время второго срока Франсуа Миттеран не смог добиться абсолютного большинства в Национальном собрании. Этот период назвали «сожительством» (cohabitation): пять лет Миттеран был вынужден искать компромиссы то с правыми, то с коммунистами. Макрон рискует повторить историю, а работа нижней палаты и самого правительства может оказаться парализованной. Правительство меньшинства будет иметь только ограниченную административную власть и даже не сможет принять закон о бюджете в конце года. И потребуются новые выборы.

Еще хуже выглядит вариант объявить внеочередные выборы — перед глазами пример Жака Ширака, который в 1997 году надеялся таким образом получить парламентское большинство — и с треском проиграл их. Весь оставшийся срок он существовал в режиме cohabitation с парламентом социалистов, потеряв политическое влияние. В случае гипотетического проигрыша Макрона неизбежна конституционная реформа избирательного права и, возможно, отставка самого президента.

Конец макронизма?

Согласно Конституции Пятой Республики, полномочия президента ограничены двумя сроками — и Макрону придется также решать вопрос преемника. Однако сегодня нет ни одного политика в президентском лагере, который мог бы возглавить следующую президентскую кампанию. Борн — фигура компромиссная, технократ по натуре, она скорее отпугнула лояльных Макрону избирателей. Не имея политического опыта, премьер-министр известна в первую очередь своим жестким и несговорчивым характером.

Новым премьером Франции стал правоцентрист Эдуар Филипп | Новости Армении-  АРМЕНПРЕСС Армянское информационное агентство
Президент Франции Эммануэль Макрон и Эдуар Филипп.

Еще бледнее на фоне Борн выглядит предыдущий глава правительства Жан Кастекс, который за два года своего премьерства не запомнился ничем, кроме бесконечных коронавирусных ограничений. Его политическая карьера быстро закончилась, когда Кастекс понял, что все недовольство и раздражение французов за неудобства пандемии направлены на него — и премьер выступил для Макрона щитом от падения рейтинга.

Единственный яркий политик, который до сих пор популярен среди избирателей — бывший премьер Эдуар Филипп. Французская политическая система — суперпрезидентская республика, и глава правительства традиционно находится в тени своего начальника. Филипп был слишком независимый и своенравный для Макрона, президента раздражало, что их тандем стремительно превращается в дуумвират — это привело к отставке правительства Филиппа. Сейчас бывший премьер выбрал выжидательную позицию: не порвал окончательно с макронистами, но держится на почтительном расстоянии от партии президента.

Для Макрона новая конфигурация в парламенте фактически означает крах его масштабных планов на второй президентский срок. После ухода тяжеловеса европейской политики Меркель Макрон претендовал на роль одного из ключевых политиков ЕС: особенно это было видно по его попыткам убедить Путина остановить «специальную военную операцию» в Украине. Теперь же президенту Франции придется посвятить оставшееся время сугубо внутренним проблемам. При отсутствии внятной поддержки и очевидного преемника «макронизм» рискует закончиться вместе с уходом 25-го президента французской республики.

Автор публикации

Комментарии: 0
Публикации: 322
Регистрация: 22.06.2020