Путь в Поднебесную: зачем президент Польши Дуда отправился с визитом в Китай?
В конце июня 2024 года президент Польши Анджей Дуда прибыл с визитом в Китай. Зачем он прилетел в КНР, и о чем ему удалось договориться с Си Цзиньпином? Связан ли визит польского лидера с недавней поездкой председателя КНР в страны Восточной Европы? И хочет ли Китай заручиться поддержкой восточноевропейских государств в условиях торговой войны с ЕС?
23 июня президент Дуда прибыл в Китай с визитом, который продлится до 26 июня. В ходе визита он встретился с премьером Госсовета КНР Ли Цяном и главой страны Си Цзиньпином. На встрече с китайским лидером, по словам самого Дуды, стороны обсудили продолжающуюся российско-украинскую войну, миграционный кризис на границе Польши и Белоруссии, а также укрепление экономических связей между двумя странами.
Президент Польши заявил, что Варшава рассчитывает на более тесные отношения с Пекином, особенно в рамках инициативы Си Цзиньпина «Один пояс и один путь». В свою очередь китайский лидер назвал отношения двух стран «дружественными». «За последние 75 лет с момента установления дипломатических отношений двусторонние контакты устойчиво развивались, постоянно придавая новую жизнь традиционной дружбе между двумя странами», — заявил он.
Переговоры между Си Цзиньпином и Дудой, по словам последнего, продолжались почти четыре часа в разных форматах, включая почти часовую беседу между лидерами один на один. По результатам встречи Дуде удалось договориться об увеличении экспорта в Китай, поскольку Польша нуждается в новых рынках для своей сельскохозяйственной продукции, включая домашнюю птицу.
Также Варшава добивалась отмены виз для польских студентов и бизнесменов на въезд в КНР, чтобы не только потенциально повысить экспорт в Китай, но и привести торговлю двух стран к большему балансу. По данным Государственной статистики Польши, 13,9% импорта страны в 2023 году приходилось на товары из КНР, тогда как польский экспорт в нее был гораздо меньше этой цифры.
Здесь Дуде также удалось договориться, и Си Цзиньпин пообещал отменить визы для польских граждан, приезжающих в Китай, на срок до 15 дней. Кроме того, по результатам встречи двух лидеров было подписано несколько торговых отношений, в том числе касающихся экспорта польской сельскохозяйственной продукции и обмена студентами.
Стороны также обсудили российско-украинскую войну. По словам Дуды, он подробно изложил точку зрения Варшавы на этот конфликт, на миграционный кризис, спровоцированный Россией и Белоруссией на польской границе, на безопасность в Европе и на необходимость установления мира. «Нас услышали», — сказал он.
Дуда добавил, что в ходе встречи Си Цзиньпин неоднократно говорил, что Китай хочет мира и мирного развития. «Я надеюсь, что Китай в качестве мировой державы и члена Совета Безопасности ООН поддержит мирное завершение войны… такое, которое соответствовало бы принципам международного права», — заявил польский президент. Он подчеркнул, что Варшава выступает против изменения государственных границ силовым путем.
В целом по результатам встречи Си Цзиньпина и Дуды заметно, что последнего интересовала, прежде всего, экономическая повестка. И это неудивительно, поскольку долгие годы Китай был вторым по величине торговым партнером Польши, а она, в свою очередь, выступала крупнейшим торговым партнером КНР в Центральной и Восточной Европе.
По словам посла Китая в Польше Сунь Линьцзяна, за прошедшие пять лет торговля между двумя странами в среднем росла более чем на 10% в год. Китайский бизнес наращивает свое присутствие на польском рынке, а прямые инвестиции КНР в Польшу составили более 4 млрд долларов, добавил он. А премьер Госсовета Ли Цян рассказал, что товарооборот между КНР и Польшей в 2023 году составил 42 млрд долларов, что в два раза больше, чем восемь лет назад.
В этих обстоятельствах Польша заинтересована в том, чтобы защитить и укрепить свои экономические контакты с Китаем как с одним из своих главных партнеров, особенно учитывая то, что Евросоюз все больше находится к полноценной торговой войне с ним. Так, в середине июня Еврокомиссия приняла решение ввести с 4 июля дополнительные пошлины в размере до 38,1% на китайские электромобили, если стороны не придут к соглашению о китайском субсидировании отрасли электромобилей, которое в ЕС считает несправедливым.
Однако Польша демонстрирует другой подход, выступая за продолжение сотрудничества с КНР, и, как считают китайские эксперты, может сыграть положительную роль на переговорах между Пекином и Евросоюзом. По словам бывшего заместителя премьер-министра Польши Януша Пехочинского, Варшава и Европа в целом должны обсуждать с Китаем то, что у них есть общего, что они могут сделать лучше и как могут получить взаимную выгоду в современном мире, при этом уважая своих партнеров. А начинать этот разговор с ограничений, вместо конструктивного диалога, — значит мешать развитию в решении проблем, что не приведет к лучшему исходу ни для одной из сторон. «Китай стремится и дальше оставаться мощным двигателем мировой экономики. Торговые войны с КНР могут снизить спрос и ограничить возможности для расширения торговли. Нам нужно больше сотрудничества и меньше конфронтации, больше практического диалога, направленного на решение, а не усугубление проблем с помощью протекционистских мер», — сказал он в интервью китайскому изданию Global Times.
Фактически подход Польши – это ответ на все чаще звучащие в ЕС призывы принять протекционистские меры в торговле с Китаем. И своим визитом в КНР польский лидер показывает, что не боится развивать экономические контакты с Пекином, поскольку это в интересах страны.
По словам профессора Академии регионального и глобального управления Пекинского института иностранных языков Цуй Хунцзяня, отношения между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы остаются стабильными в этом году, и Польша рассматривает визит своего президента в КНР как способ улучшить сотрудничество как в политической, так и в экономической сфере.
Он добавил, что укрепление сотрудничества с Китаем не только приносит пользу польской экономике, но и помогает повысить влияние Варшавы в рамках ЕС, поскольку она стремится расширить свое влияние в регионе. При этом, хотя Польша и является одним из главных союзников США в Европе, визит Дуды говорит о том, что Варшава сейчас стремится к более сбалансированной внешней политике, чтобы поддерживать тесные связи с КНР.
Со стороны Китая же выстраивание подобных дружественных отношений с Польшей – это прагматический подход, направленный, в том числе, на разрушение европейского единства, особенно в вопросе протекционистских мер против китайских товаров. Сюда же укладывается и недавний визит Си Цзиньпина в Сербию и Венгрию в начале мая.
Пока в ЕС готовили ограничения и тарифы против китайских товаров, лидер КНР в Восточной Европе подписывал соглашения об «общем будущем» и «всепогодном сотрудничестве», развивая свою экономическую экспансию на европейский континент. А учитывая то, что Китай, кроме Венгрии и Сербии, развивает отношения со Словакией и Польшей, то есть со всеми европейскими странами, у которых были или есть конфликты с Брюсселем, можно сделать вывод, что Пекин стремится выступать в Восточной Европе как третья сила вместе с ЕС и США.
Вместо ограничений, которые стремятся вводить ЕС и США, КНР предлагает восточноевропейским государствам выгодное экономическое сотрудничество, при этом не вмешиваясь в их внутренние дела. В этих обстоятельствах неудивительно, что некоторые страны Восточной Европы предпочитают развивать тесное сотрудничество с Пекином для того, чтобы меньше зависеть от постоянно давящего на них Брюсселя.