Реакционный интернационал: как Илон Маск вмешивается в дела других стран
После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2024 года владелец Tesla и X Илон Маск, который должен войти в новую американскую администрацию, стал активно вмешиваться в дела других стран. Он назвал канцлера Германии Олафа Шольца «дураком» и поддержал ультраправую партию «Альтернатива для Германии» на будущих парламентских выборах, обвинил Великобританию в том, что она является «тираническим полицейским государством» и высказался в пользу возможного присоединения Гренландии к США. Почему Маск вмешивается в дела других стран, и чем главы государств могут ответить ему?
После того, как республиканец Дональд Трамп победил на президентских выборах в США в ноябре прошлого года, его ближайший советник, владелец Tesla и X, миллиардер Илон Маск, который потратил более 250 млн долларов на его переизбрание, стал часто высказываться по международным вопросам и откровенно вмешиваться в дела других государств. Самопровозглашенный центрист в прошлом, который давал деньги на избирательную кампанию кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон в 2016 году, сейчас Маск активно поддерживает ультраправые партии в разных странах в борьбе против так называемого «вируса пробуждения головного мозга» и миграции.
Так, в конце декабря миллиардер открыто поддержал крайне правую партию «Альтернатива для Германии» («АдГ») перед парламентскими выборами в ФРГ, которые должны состояться в феврале этого года. «Только «АдГ» может спасти Германию», — написал он в X.
Затем Маск раскрыл свою мысль, написав статью в поддержку партии в немецкой газете Welt am Sonntag, где отрицал, что «Альтернатива для Германии» является экстремистской партией. «Представлять «АдГ» как правоэкстремистскую партию явно неправильно, ведь ее лидер, Алис Вайдель, состоит в однополых отношений с женщиной из Шри-Ланки! Разве это похоже на Гитлера? Да бросьте!», — написал он, в частности.
Также Маск собирается в начале января провести онлайн-беседу с Вайдель, которая является кандидатом на пост канцлера от «Альтернативы для Германии» на будущих выборах в ФРГ.
Что же касается нынешнего руководства ФРГ, то миллиардер назвал канцлера Германии социал-демократа Олафа Шольца «дураком», а президента страны Франка-Вальтера Штайнмайера – «антидемократическим тираном».
Однако критика Маска не ограничилась одной Германией. Так, он заявил, что британский премьер-лейборист Кир Стармер «должен уйти в отставку, и ему должны быть предъявлены обвинения за соучастие в самом страшном массовом преступлении в истории Великобритании». Речь идет о скандале, связанном с сексуальным насилием над детьми, который возник во время того, как Стармер занимал должность главного государственного обвинителя в конце 2000-х-начале 2010-х годов.
Также Маск назвал Стармера «совершенно отвратительным человеком», а саму Великобританию охарактеризовал как «тираническое полицейское государство».
Кроме того, в декабре миллиардер встретился с лидером британской ультраправой партии Reform UK («Реформировать Соединенное Королевство») Найджелом Фараджем в резиденции Трампа во Флориде на фоне слухов, что он собирается пожертвовать «реформистам» 100 млн долларов на политическую деятельность. И хотя сам Маск говорил, что не собирается давать Reform UK эту сумму, он не исключил саму возможность пожертвования.
После встречи Фарадж заявил, что его партия «продолжает переговоры» с Маском. «Он хочет помочь нам. Он не против идеи дать нам денег, при условии, что мы сможем провести их законно через британские компании», — рассказал лидер «реформистов».
Кроме того, Маск призывал освободить из тюрьмы британского ультраправого антиисламского агитатора Томми Робинсона, который был осужден за нарушение судебного запрета, связанного с его неоднократной клеветой на подростка-беженца из Сирии.
Также миллиардер подверг критике Еврокомиссию, назвав функционирование ЕС «недемократичным» и призвав к усилению роли Европарламента.
Маск критиковал и уходящего с поста премьер-министра Канады Джастина Трюдо. Он назвал его «невыносимым болваном» и предсказал, что тот «проиграет следующие выборы». А после того, как Трюдо объявил в начале января, что собирается уйти с поста лидера Либеральной партии и главы правительства, Маск написал в X, что «2025 год начался многообещающе».
Миллиардер также высмеял Трюдо после того, как тот раскритиковал предложение избранного президента Дональда Трампа сделать Канаду 51-м штатом США. «Девочка, ты больше не губернатор Канады, так что неважно, что ты там говоришь», — заявил Маск.
Кроме того, он похвалил интервью с лидером Консервативной партии Канады Пьером Пуальевром, который имеет все шансы стать новым премьер-министром страны в случае победы на парламентских выборах в этом году.
Наконец, Маск поддержал предложение Трампа по приобретению Гренландии, которая сейчас является автономной частью Дании. «Если жители Гренландии хотят статью частью США, на что я надеюсь, то добро пожаловать», — написал он по этому поводу в X.
Однако не всех глав государств Маск критикует. Так, в сентябре 2024 года он выразил восхищение премьер-министром Италии и лидером ультраправой партии «Братья Италии» Джорджей Мелони в ходе торжественного мероприятия в Нью-Йорке, назвав ее «драгоценным гением» и добавив, что «она еще более прекрасна внутри, чем снаружи».
Кроме того, в декабре он встретился с венгерским премьером Виктором Орбаном, союзником Трампа и одним из главных лидеров ультраправого движения в Европе, когда тот прилетал к избранному президенту США во Флориду.
Также в 2023 году Маск встретился с председателем КНР Си Цзиньпином в Сан-Франциско. Отметим, что электромобили Tesla в основном выпускаются именно в Китае, в том числе на заводе Gigafactory в Шанхае – одном из крупнейших предприятий компании.
Отвечая на вопрос, почему же Маск стал настолько активно вмешиваться в дела других стран, эксперты говорят, что это связано с его экономическими интересами. По словам профессора Йоркского университета в Торонто Илана Капура, для Маска и Трампа «демократия, дебаты, разногласия и государственные системы социального обеспечения мешают ведению бизнеса». «Именно поэтому они благосклонно относятся к более авторитарным формам правления, которые, по их мнению, могут работать более эффективно, устраняя политическую оппозицию и сокращая роль государства. Хотя здесь есть противоречие, поскольку им нужно значительное вмешательство со стороны государства для реализации их политики «закона и порядка», — добавил он.
Само собой, подобные резкие высказывания со стороны Маска не могли не вызвать ответную реакцию со стороны глав государств. Так, выступая в начале января по вопросам внешней политики, президент Франции Эмманюэль Макрон раскритиковал его, в то же время не упомянув самого миллиардера по имени.
«Кто бы мог себе представить десять лет назад, что владелец одной из крупнейших в мире социальных сетей новый реакционный интернационал и напрямую вмешиваться в выборы, в том числе в Германии», — заявил он.
Правительство ФРГ также раскритиковало Маска, напрямую назвав его имя, и выразило уверенность, что его посты в соцсетях не повлияют на мнение общества. «Мы ведем себя так, как будто посты господина Маска … могут повлиять на страну с населением 84 млн человек с помощью лжи, полуправды или мнения. Это не так», — заявил представитель правительства Германии.
А сам канцлер ФРГ Олаф Шольц сказал, что не собирается пытаться наладить контакт с Маском. «Я не верю в то, что нужно добиваться расположения господина Маска. С удовольствием оставлю эту задачу другим, — заявил он, — правило таково: не кормите тролля».
В ответ на обвинения со стороны Маска премьер-министр Великобритании Кир Стармер сказал, что люди, распространяющие ложь и дезинформацию в Интернете, не заинтересованы в том, чтобы поддержать пострадавших от насилия, а лишь в себе. По его словам, они получают «опосредованное удовольствие от уличного насилия».
Также Стармер сказал, что не собирается «персонализировать все на это на Илона Маска», но добавил, что некоторые его критические замечания «перешли черту».
Однако некоторые представители власти европейских стран считают, что одних только слов недостаточно, и необходимо принять меры против вмешательства Маска в дела других государств, в особенности, когда речь идет о выборах. Так, глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро призвал Еврокомиссию принять меры в отношении миллиардера. «Либо Европейская комиссия будет со всей строгостью применять существующие законы для защиты нашего уникального пространства, либо нет, и в этом случае ей следует подумать о том, чтобы вернуть государствам-членам Европейского союза, в частности Франции, возможность делать это», — сказал он.
Со своей стороны спикер Еврокомиссии Томас Ренье рассказал, что в Брюсселе уже более года изучают то, насколько платформа X Маска выполняет требования Закона о цифровых услугах ЕС (DSA), регулирующего деятельность соцсетей.
А в Избирательной комиссии Великобритании заявили, что премьер Стармер должен ужесточить требования насчет пожертвований для политических партий, чтобы защитить выборы от иностранного вмешательства. В результате может быть ограничена сумма, которую иностранные граждане могут пожертвовать той или иной партии через компании, зарегистрированные на территории Великобритании.
Однако какие-либо действия против Маска, например, его судебное преследование за вмешательство в выборы, осложняется тем, что после 20 января он войдет в новую администрацию США в должности главы Департамента эффективности правительства. Поэтому любые санкции против него означают конфликт с Вашингтоном, при том, что Трамп и так не питает особо теплых чувств в отношении американских союзников в Европе.
По словам старшего научного сотрудника Mercator Foundation Феликса Картте, ответ на вопрос, будет ли Еврокомиссия предпринимать какие-либо действия против Маска, зависит от технических доказательств его вины и наличия политической воли. «Вопрос по сути состоит в том, готовы ли власти ЕС пойти на конфликт с администрацией Трампа до того, как она официально придет к власти», — добавил он.
Поэтому реакция европейских властей на слова Маска, вероятно, будет осторожной и они будут тщательно анализировать то, насколько он нарушает требования Закона о цифровых услугах, и насколько его заявления могут повлиять на исход выборов. Предстоящие парламентские выборы в Германии, в которых Маск открыто поддержал ультраправых из «АдГ», как раз станут первым примером такого влияния, и по их результатам можно будет судить о том, насколько вмешательство Маска действительно способно что-то изменить.
Однако его резкие высказывания в любом случае могут привести к конфликту между администрацией Трампа и союзниками США в Европе, нанеся еще один удар по трансатлантическому сотрудничеству. И в следующие четыре года недостатка в подобных конфронтациях не предвидится.